"Ленин это друг Гитлера": эксперты рассказали о нечитающих казахстанцах - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+4 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Ленин это друг Гитлера": эксперты рассказали о нечитающих казахстанцах

"Ленин это друг Гитлера": эксперты рассказали о нечитающих казахстанцах

Каждый казахстанец сталкивается с тем, что его ребенок вместо чтения и приготовления уроков предпочитает «висеть» в соцсетях. И это губительно сказывается на развитии умственных способностей ребенка и впоследствии - юношей и девушек.

  • 6 Июня 2022
  • 1232
Фото - Caravan.kz

О том, как отсутствие навыка читать книги сказывается на подрастающем поколении, корреспонденту Caravan.kz рассказала преподаватель литературы с 30-летним стажем Асель Искакова.

— Нужно ли чтение в наше время?

— Я сама с ранних лет прививала, сначала своим детям, а потом уже внукам любовь к чтению. Но внуки подросли, и «вытащить» их из гаджетов теперь не представляется возможным. Пока были маленькие, я и их родители читали им вслух, потом они начали читать сами. Читали до тех пор, пока им не купили смартфоны. Книги тут же были заброшены. А главное, заметно просела учеба. Читать учебники внукам тоже расхотелось. А ведь впереди институт! Как нынешние дети, ненавидящие читать, будут учиться в институте? Какие специалисты из них получатся?

— Чем может грозить нелюбовь к чтению?

— О тенденции к полной потере интереса к чтению свидетельствуют, как ни странно, социальные сети. В них найти читающую книги девушку или парня непросто — практически невозможно! А на любящих читать в среде детей и молодежи откровенно косятся, как на странных людей – чудиков.  

Что же проистекает из нелюбви нынешней молодежи к чтению – ничего хорошего. Первое, это трудности в получении и освоении профессии.  Далее следует неопытность самого молодого человека. 

— Ведь в юном возрасте еще полностью отсутствует жизненный опыт, а знаний, полученных из книг, также нет. А ведь мы живем в обществе тотальной конкуренции. Чем конкурировать-то? Ни ума, ни развитого воображения, а что предложит невежда работодателю? Ведь с каждым днем все больше рабочих мест перекочевывает в интеллектуальную сферу. И что мы получаем?

Приходит такой молодой специалист с вымученным дипломом на чудом полученную работу и тут выясняется, что в плане «подумать и придумать» он полный ноль. Да и в повседневной жизни ни поговорить, ни обсудить с ним, как правило, нечего. Ведь такой парнишка ничего не знает, ничего не читал и ни в чем не разбирается. А ведь мы говорим о конкурентоспособном обществе, которое строится прямо сейчас! Молодые люди должны быть не просто целеустремлёнными и амбициозными, они должны быть умными и начитанными, с широким кругозором. 

— Сегодня приучать читать детей нужно с самого раннего возраста. Для этого, безусловно, нужно увеличивать количество библиотек в Казахстане. Посещение библиотек также необходимо популяризировать. В среде образования иногда допускается мысль, что пора уже отходить от системы тестирования в школьном и высшем образовании, тогда как раньше, вытянув билет на школьном или студенческом экзамене, учащийся должен был рассказать все по заданной в билете теме. Я считаю — это спорный вопрос. Дело вовсе не в способе экзаменации, а в самой подаче материала и его усвоении самими учащимися. Ведь именно от школьника, студента зависит в первую очередь, усвоят они полученные знания или нет. Привычка читать окажет огромное подспорье в усвоении знаний.

— Насколько все плохо с чтением в Казахстане, по вашему мнению?

— Доходит сегодня до смешного. В тех же соцсетях неоднократно проводили опросы, и на элементарные вопросы выпускники давали абсурдные ответы. Например, на вопрос, кто такой Ленин, выпускники школ отвечали, что это друг Гитлера. То же можно было услышать и о Сталине. Подросшее поколение даже не знает дат возникновения и краха существования СССР. Что уж говорить, о том, кто такие Ромео и Джульетта, Евгений Онегин и Татьяна Ларина, Байрон и Лермонтов. Если спрашивать современных школьников о знании национальной казахской литературы и истории, великих народных просветителях, то тут ситуация такая же.

Нелюбовь к чтению оглупляет людей любой национальности. Учителя казахстанских школ отмечают существенное снижение уровня знаний. И пора уже объявлять национальную кампанию по привитию навыков чтения. А иначе нас будут учить и лечить недоучки. А когда строят дома, заводы, фабрики и дороги неучи – это не только страшно, но и грозит огромными убытками для государства. Учить же читать нужно в семье и стараться ограничивать влияние гаджетов на неокрепшие умы подрастающего поколения. Впрочем, как и уже подросшего, — считает Асель Искакова.

Однако существуют и альтернативные мнения о пользе чтения. Так например, несколько лет назад известный журналист, редактор и писатель Мади Мамбетов высказал мнение, что то, что современные дети мало читают, не должно вызывать беспокойства.

Ниже приведены некоторые его мысли относительно необходимости чтения в современном мире.

«Если подойти к вопросу очень прагматично, то для чего вообще важно чтение? Развивает воображение и образное мышление? Отлично, все верно. Всем ли нужно воображение? Не факт».

«После нескольких лет работы управленцем в медиасфере я приобрел привычку смотреть на любого нового знакомого глазами работодателя – и, хотя начитанность для меня всегда останется плюсом, но я предпочту кандидата активного, талантливого, трудолюбивого и обучаемого любому напичканному книгами интеллектуалу», — считает Мади Мамбетов.

При этом известный журналист публицист и писатель признается в любви к чтению: «Я сам был и остаюсь читающим человеком. Как-то раз, лет в 20, пытаясь подсчитать прочитанные книги, те, что помнил, сбился со счета на подходе к двум тысячам. С тех пор, наверное, удвоил. И в родительском доме, и у бабушек-дедушек стены закрывали полки с книгами. Я до сих пор сохранил почти нездоровое пристрастие к чтению – без книги или девайса, с которого я читаю, обходиться не могу».

«Чтение развивает грамотность и чувство языка! Безусловно и неоспоримо. Но чисто прагматически — кому нужны эти навыки для выживания? Людям, работающим с языком: писателям любой специализации (от литераторов до журналистов, от редакторов до драматургов) да филологам (преподавателям языка, корректорам, лингвистам, переводчикам). Им это жизненно необходимо — но какую часть от общей популяции составляют такие специалисты? Сомневаюсь, что даже 10-15 процентов. Остальные прекрасно могут обойтись и небезупречным языком – для айтишника не критично писать с ошибками, зато он знает, как писать коды и понимает устройство программ», — считает Мади Мамбетов.

Между тем пару лет назад на международном форуме детского чтения Касым-Жомарт Токаев отметил, что «школьники Казахстана не имеют доступа к произведениям классиков мировой литературы, переведенным на казахский язык». Также он отметил, что «необходимо пересмотреть учебные программы языковых дисциплин и литературы для комплексного решения проблемы повышения культуры чтения. Считаем необходимым приложить все усилия для достижения этих задач на основе творческих инициатив представителей казахской и мировой детской литературы».

Так полезно ли чтение, нужны ли нам грамотные, обученные и начитанные специалисты или же нет? На этот вопрос каждый должен ответить для себя сам.