Лекарства, которые нам выбирают - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+1 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Лекарства, которые нам выбирают

Лекарства, которые нам выбирают

Тема лекарств неизбывна и, увы, неизбежна. Как бы нам ни хотелось обходиться без них вовсе, экология, возраст, врожденные и благоприобретенные болячки, стрессы, плохое питание, сидячий образ жизни и прочие негативные явления делают свое дело.

  • 15 Июня 2009
  • 2446
Фото - Caravan.kz

Результат — рецепты, аптека, жалкие попытки достичь недостижимого с помощью конспектирования брошюры «Жизнь без лекарств». Тема общемировая — порой кажется, что чем больше изобретается лекарств, тем усиленнее человечество болеет.
Но если в цивилизованных странах исследуются в основном чисто медицинские проблемы: взаимодействие различных препаратов, побочные явления новинок фармацевтики и т.д., то у нас самый главный и хронически острый вопрос — обеспечение лекарствами граждан.
Бесчисленное множество заседаний и совещаний было посвящено ему. Очередное прошло совсем недавно, в начале июня, в Алматы — представители минздрава, комитета фармацевтического контроля, оптовых фармацевтических компаний, крупных аптечных сетей и медицинских учреждений обсуждали новую модель лекарственного обеспечения населения на амбулаторном уровне на основе концессии, то есть государственно-частного партнерства. Населению, по большому счету, абсолютно все равно, какая модель будет внедрена в стране. Потребителей лекарств, коими сегодня являются даже младенцы, волнуют только два момента: беспроблемное наличие и приемлемая цена. По крайней мере, такая, чтобы не хватил инфаркт тут же, у аптечной стойки. Однако, согласно официальным данным, ежегодный рост цен на лекарства в Казахстане достигает 20 процентов. Естественно, мы все ощущаем это на себе моментально. Кто-то кряхтит, но продолжает покупать, «поджав» личный бюджет по другим статьям расходов. Кто-то отказывается, переходя на лечение свежим воздухом. Например, 7 процентов участников традиционного опроса сайта Караван.kz на тему «Вас устраивает лекарственное обеспечение в РК?» предпочитают всей этой «химии» травки. Не знаю, право, по каким соображениям — принципиальным или финансовым. Я лично знаю человека, который лечится травами, но не доверяет аптечным и базарным — сам ходит в горы, сам заготавливает и сушит. Дело, безусловно, хорошее, но далеко не у всех есть возможность совершать такие вылазки. Кроме того, для достижения результата травы необходимо пить систематически и очень долго. А ведь есть такие паскудные болезни, которые лечатся и тормозятся только специально разработанными препаратами и ничем иным, причем порой очень долго, на протяжении чуть ли не всей жизни. И как, к примеру, быть в ситуации постоянного роста цен беспомощным старикам с их так называемой пенсией? Без лекарств они не могут, и зачастую вопрос стоит так: либо идти в магазин за хлебом-молоком, либо в аптеку за таблетками. Поэтому не удивительно, что основная часть наших респондентов — 32 процента — заявили, что их не очень устраивает уровень обеспечения: дорого и иногда не найдешь нужный препарат.
В прошлом году общественный фонд «Аман-Саулык» получил грант фонда «Сорос-Казахстан» под проект «Мониторинг государственной политики и расходов обеспечения лекарственными препаратами граждан РК». Для сбора информации в шести городах — Алматы, Атырау, Караганде, Кызылорде, Петропавловске и Семипалатинске работала «Горячая линия», дабы граждане по телефону могли сообщить о фактах отсутствия лекарств бесплатного и льготного списков, продажи недоброкачественных препаратов или явного завышения цены. И хотя по требованию организаторов анонимные звонки не рассматривались, люди приняли активное участие в акции, хлынул поток жалоб. Чувствовалось, что вопрос наболевший. Например, по данным фонда, 20 процентов из 1350 позвонивших алматинцев сообщили о реальных фактах нарушения торговли лекарствами. Поступали жалобы на отдаленность «тендерных» аптек от мест проживания, частое отсутствие лекарств по бесплатному и льготному обеспечению, дороговизну (даже по льготной цене) медикаментов. Пациенты и их родственники сообщали о поборах за лекарства в больницах. Задача перед общественным фондом, безусловно, стояла очень важная. Но беда в том, что в наших условиях практически невыполнимая. Поскольку невозможно отмониторить то, что распадается подобно сломанной мозаике.
Существующая система лекарственного обеспечения децентрализована, рынок государственных закупок неоправданно раздроблен. Поставщики конкурируют друг с другом, кто во что горазд, их количество на одно лечебное учреждение достигает двадцати. Отсюда — разброс цен. Медперсонал в стационарах порой не в состоянии вести элементарный учет и контроль лекарств, не создается необходимый запас медикаментов, гарантирующий бесперебойное обеспечение больных. Цены на лекарства в регионах разнятся на 30-50 процентов и значительно превышают международные медианные цены. Иногда кажется, что в данной сфере вообще отсутствуют логика и здравый смысл. Например, у нас существует комитет по контролю качества медицинских услуг. Но находится он в ведении министерства здравоохранения, которое и является единственным официальным поставщиком услуг! Предложения депутатов парламента передать комитет в подчинение министерства финансов или непосредственно правительства так и остались не услышанными.
Еще одна проблема — отсутствие единой системы логистики и хранения фармпродукции. При закупке медикаментов предпочтение отдается зарубежным, часто оригинальным препаратам с высокой ценой. Отечественное производство основных и жизненно важных лекарств никому не выгодно сегодня развивать. Доля местных фармпроизводителей в объеме внутреннего рынка лекарств не превышает 10 процентов. О какой эффективности и о каком качестве медицинской помощи вообще можно говорить в таком случае?
Тем не менее, 7 процентов респондентов на вопрос «Вас устраивает лекарственное обеспечение в РК?» дали такой ответ: «Да, все, что нужно, есть». Рискну предположить, что это либо очень молодые люди, не отягощенные пока развесистым букетом заболеваний, либо просто счастливчики, иммунитет которых позволяет обходиться банальными йодом да парацетомолом.
Увы, нацию в целом здоровой не назовешь. Список всевозможных хворей огромен, и очень печально, что 11 процентов посетителей сайта, принявших участие в опросе, выбрали вариант ответа: «Не устраивает — для редких болезней ничего не найти».
С тех пор, как в конце прошлого века в мире начался лекарственный бум, во многих цивилизованных странах активное развитие получило такое направление медицины, как клиническая фармакология. Это было тесно связано с массовым появлением на лекарственном рынке дженериков — то есть препаратов, имитирующих оригинал и в идеале обладающих его свойствами, но более дешевых. Считается, что врачам и клиническим фармакологам нужно работать вместе, поскольку врач-практик далеко не всегда успевает сориентироваться в стремительно обновляющемся потоке лекарств. В СССР препараты не изучались на предмет доказательной базы, но это было гораздо менее актуально: на весь Союз было всего-то тысячи две наименований лекарств. А сейчас, скажем, только в прошлом году в России было зарегистрировано 17 тысяч наименований оригинальных препаратов, а дженериков — около 500 тысяч.
Вот и 15 процентов наших респондентов считают, что «в России и перечень шире, и цены меньше». Конечно, низкая цена далеко не всегда подразумевает качество. Как известно, проблема недостаточной эффективности дженериков довольно остро стоит во всем мире. Поэтому клинические фармакологи вместе с лечащими врачами должны разрабатывать стандарты, которые ограничивали бы количество лекарств и регламентировали деятельность врача.
Точка зрения среднестатистического гражданина понятна и проста: в аптеке платить меньше, в больничной палате и вовсе обойтись без разорительных затрат. И чтобы лекарства помогли. 28 процентов из тех, кто голосовал на сайте Караван.kz в принципе ситуация с обеспечением устраивает, но… «еще бы цены не кусачие — на серьезные лекарства». Это пожелание, конечно, из разряда благих и риторических. Поскольку известно — хотя бы единожды «скакнув», кривая цен на лекарства будет стремиться только вверх. Однако никто не отменял «Списка основных (жизненно важных) лекарственных средств», который в нашей стране выполняет функции лекарственного формуляра и по которому государство закупает препараты. По мнению специалистов, данный список необходимо расширить, поскольку сейчас врачи ограничены в выборе лечения. Пора пополнить и «Перечень видов заболеваний и отдельных категорий населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства по рецептам отпускаются бесплатно и на льготных условиях». Например, единственное, что предусмотрено здесь для новорожденных, это «Аптечка матери и ребенка».
В прошлом году на закупку лекарственных препаратов в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в Казахстане было выделено около 430 миллионов долларов. Насколько эффективно и рационально расходуются денежные ресурсы, честно ли проводятся тендеры по закупке лекарственных средств? На такие вопросы практически невозможно получить прямой и внятный ответ.
Проблема, по сути, не в том, что у нас не хватает каких-то лекарств или цены запредельно высоки. Проблема в том, что отчеты, предложения по совершенствованию, письма и прочие документы, из года в год направляемые в правительство, оседают в чьих-то столах мертвым грузом. И не меняется ничего: ни система закупок, ни система логистики, ни система тарификации. Вернее, то хаотичное поле, что системой можно назвать лишь весьма условно. При общей стоимости лекарственного рынка порядка 700 миллионов долларов на импорте лекарств зарабатывают 65 отечественных компаний, 15 из которых имеют филиалы во всех регионах республики. И те, кто владеет этим бизнесом, видимо, не заинтересованы в изменении существующих правил.

Рисунок с сайта http://www.telegraf.in.ua