Легенды, скрытые бездорожьем - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+20 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Легенды, скрытые бездорожьем

Легенды, скрытые бездорожьем

На этой неделе завершилось 20-дневное путешествие “Легенды Казахстана”

  • 12 Октября 2012
  • 3324
Фото - Caravan.kz

11 тысяч километров, невероятное количество исторических мест и удивительных природных ландшафтов, скрытых от людских глаз “китайской стеной” нашего бездорожья, удалось пройти участникам пробега.

Слава Всевышнему и всесильной технике, колонна “Легенды Казахстана” на внедорожниках Amarok и Touareg с учеными Казахского географического общества, журналистами и блогерами на борту добралась до самых труднодоступных мест страны без потерь. Каждый из ее участников хоть на миг, да ощутил себя первопроходцем!

Корреспонденты “Каравана” присоединились к колонне лишь на третьем и, как говорят, самом трудном его этапе. Этот участок маршрута проходил от Атырау по Прикаспийской низменности через плато Устюрт, степь Бетпак-Дала, космодром Байконур к святыням Туркестана и Тараза.

– У нас были до этого экспедиции в Монголию, на Тибет, – рассказывает механик колонны Антон ЕВДОКИМОВ. – Каждое путешествие увлекало по-своему. Но этот пробег мне запомнится, наверное, самыми протяженными дистанциями. И мы реально ощутили, насколько бескрайние у нас степи!

Чудеса, да и только!

“Нефтяное королевство” Атырау встретило нас холеным благополучием и ярким осенним солнцем. Ничто не предвещало потрясений. Но раскопки средневекового городища Сарайчик (ХII–XVI вв.), расположенного в 60 км от города, поразили путешественников. С удивлением они ходили по размытому рекой Урал древнему захоронению. Говорят, местные жители часто находят здесь артефакты. А директор уникального музея под открытым небом Молдаш БЕРДЫМУРАТОВ печально сокрушается:

– Нужно несколько сотен миллиардов тенге для укрепления берегов реки Урал, чтобы оградить от наводнений и разграблений остатки этого крупнейшего средневекового азиатского торгового центра на Великом Шелковом пути. Только где их взять…

Эх, дорога!..

Сильное впечатление произвела и дорога до райцентра Бейнеу. Эта республиканская трасса между двумя “нефтяными столицами” страны – Актау и Атырау – пребывает в ужасном состоянии. Даже “приковав” себя к сиденьям автомобилей ремнями, на кочках мы подскакиваем до самого потолка. Такой способ передвижения путешественники прозвали скачками. А когда на косогорах обходили медленно идущие многотонные фуры, кренившиеся то на один, то на другой бок, стиснув зубы, все молча молились: авось пронесет.

Вскоре какой-то смышленый водитель из колонны изобрел другой способ движения – по степи, по стихийно накатанным местными автомобилями колеям. Вдоль трассы их насчитывалось великое множество. И тогда наш караван рассыпался по степи. Сквозь стекло герметично упакованного автомобиля забавно было смотреть на утопавшие в пухляке джипы. Но к вечеру эта игра превратилась в настоящее бедствие. Внезапно прекратил дуть вездесущий степной ветер, клубы пыли застыли на месте, и даже в метре от бампера не было видно ни зги.

“Развиваем” туристический кластер

Своеобразная достопримечательность – райцентр Бейнеу. На всех путешественников в этих краях – всего пара гостиниц с десятком номеров да один туалет. А нам по-прежнему твердят о развитии туристического кластера в нашей стране…

После Бейнеу и священного для путников места Онай-ата селения почти не встречаются. Унылый пейзаж лишь печально украшают многочисленные и пышные старинные захоронения.

Испытание красотой

Настоящим чудом явилось нам плато Устюрт. Его чинки (уступы) радовали глаз розово-полосатыми слоями древних геологических отложений. Тут как бы встречались друг с другом мезозойская, кайнозойская и еще бог его знает какие эры. Ветер “выковал” в породе причудливые узоры, а земная кора смяла их в складки, словно бархат.

Невиданной красоты пейзажами встретили нас и впадина Тузбайыр, и урочище Бозжира, где довелось встретить рассвет после ночевки в палатках. И еще больший восторг ожидал нас у священного места с подземной мечетью – Бекет-ата. Воистину, чтобы добраться до этих красот, можно пройти любые испытания!

А потом – снова степь, солончаки и бездорожье. И уже клонит ко сну это назойливое однообразие, как вдруг неутомимый коллега, журналист Кутмагамбет, взрывает эфир частот нашей рации своим излюбленным хитом: “Мы все спешим за чудеса-ами… Та-та-та-та-а!”. Колонна оживляется. Пейзаж вдруг расцвел красками розовой, малиновой, ярко-зеленой травы, а в воздухе запахло морем. Это мы добрались до 12-километровой плотины Кокарал. Сейчас она спасает северный Малый Арал от высыхания, а местное население от обезвоживания и голодания.

На мосту всех ласково встречает пушистый белый верблюжонок, а мужчины бросаются рыбачить. Одними лесками, без удочек, с хлебом, насаженным на крючки, тут же выуживают с полтора десятка змееголовов и лещей. После дорожных “бичпакетов” с китайской лапшой жареная рыбка обещает море удовольствия. Правда, позже выяснится, что ее не на чем жарить. Но это потом. А сейчас – лишь неописуемый восторг!

Старые и новые раритеты

Космодром Байконур теперь тоже стал одним из уникальнейших туристических мест. Сейчас это кусочек России в казахской степи с довольно интенсивным космическим движением. Каждый квартал здесь осуществляют запуски пилотируемых космических кораблей. Особую ценность представляет собой музей, где запечатлена вся история космодрома.

Другое земное чудо на нашем пути – Мемориальный комплекс Коркыт-ата. “Музыкой ветра” поющих труб из тончайшего металла он напоминает нам о великом степном мастере, музыканте и философе Коркыте. Его волшебные инструменты, певучие кобызы, теперь хранятся в здешнем музее.

Рассказ о достопримечательностях, которые повидали путешественники «Каравана» и “Легенды Казахстана”, может длиться еще очень долго, потому о других приключениях на нашем маршруте мы расскажем в следующих репортажах.