Самый ответственный в своей жизни рубеж – пост председателя КГБ Казахской ССР – генерал-лейтенант Шевченко занимал в течение семи лет. Под его руководством казахстанские органы госбезопасности обезвреживали агентов иностранных разведок, выявляли многомиллионные хищения государственных средств и даже предотвращали покушения на руководителей республики. И это только один из периодов жизни Василия Тарасовича, о которых хочется рассказать. Ведь такие, как Шевченко, достойны того, чтобы их помнили.
Он родился в Казахстане и прожил здесь до последнего дня своей жизни. Генерал-лейтенант Шевченко скончался в Алматы 3 апреля 2012 года.
Автору этих строк посчастливилось несколько раз встретиться с Василием Тарасовичем и узнать у него о том, какие громкие операции разрабатывали органы госбезопасности нашей республики.
Родом из голодного детства
Сын неграмотных переселенцев из Украины, Василий Шевченко родился 22 декабря 1921 года в селе Владимировка, что в 40 километрах от города Кустаная. Его родители, вынужденные добывать кусок хлеба для себя и своих 11 детей, нанимались к богатым односельчанам и работали от зари до зари.
– Когда начали создавать колхозы, мои родители воспряли духом – у них появилась надежда на лучшую жизнь, – вспоминал Василий Тарасович. – Семья зарабатывала много трудодней, но получать на них было нечего. Если бы не картошка с огорода да молоко от единственной буренки, то им вряд ли удалось бы выжить…
После 7-го класса Василий работал учетчиком на лесозаготовках. В старших классах в первую смену учился сам, во вторую – преподавал русский и литературу пятиклассникам. В 1940‑м молодого учителя призвали в армию. Шевченко попал в Москву в элитную Люберецкую пролетарскую дивизию. 1 мая 1941 года молодому бойцу из Казахстана посчастливилось стать участником праздничного военного парада, который принимали маршалы Семен ТИМОШЕНКО и Климент ВОРОШИЛОВ.
Шевченко не удалось окончить курсы подготовки офицерского состава – скончалась мать. Отец-инвалид был прикован к постели, а четверо несовершеннолетних детей без помощи Василия были бы обречены на голодную смерть. Как единственного кормильца, его вернули домой и назначили инструктором в райисполком. А через месяц началась война…
Невидимый фронт
До марта 1943 года Шевченко работал в райисполкоме, затем его призвали в органы госбезопасности и направили в Алма-Ату на учебу в школу НКГБ СССР. По ее окончании новоиспеченный младший лейтенант получил назначение в Кустанай, а через год стал начальником Тарановского районного отделения Министерства государственной безопасности.
– После войны, – рассказывал Василий Тарасович, – многие агенты гитлеровской разведки, каратели и полицаи приобретали паспорта на другие фамилии и скрывались на бескрайних просторах СССР, в том числе и в нашей республике.
В 1949-м Шевченко – уже начальник отдела управления госбезопасности Джамбулской области. Спустя некоторое время, будучи наслышан о работе молодого капитана, его вызвал на прием первый заместитель, а позже председатель КГБ Казахской ССР Аубакир АРЫСТАНБЕКОВ и предложил должность начальника управления КГБ по Северо-Казахстанской области. Шевченко опешил – это ведь полковничья должность – и попросил не назначать его. Но приказ есть приказ – и 34-летний капитан с семьей отбыл в Петропавловск. Уже в звании майора.
Разработка, внедрение, разоблачение
В 1950-е годы Василий Шевченко провел в Петропавловске блестящую операцию:
– В управлении подобрали способного сотрудника, готовили его довольно долго и очень тщательно. Хоть эта операция проводилась под руководством центрального аппарата госбезопасности СССР, за результат отвечал лично я. Разведчику разработали хорошее прикрытие и внедрили в один из правительственных органов ФРГ.
Работа нашего офицера была успешной и продолжительной. Например, благодаря его сведениям был выявлен и разоблачен западногерманский агент, работавший на военном заводе в Петропавловске. Он прибыл в город по направлению Минобороны вместе с другими инженерами как крупный специалист по разработке новейшей военной техники. В совершенстве знал русский, польский и чешский языки, но скрывал знание немецкого.
У инженера оказались обширные связи, он был осмотрителен и осторожен. В свои 35 лет этот специалист жил без семьи, увлекался радиотехникой и сбором технической литературы для служебного пользования. Сначала занялись его проверкой, а затем активной разработкой. Через доверенных людей и с помощью прослушки установили, что объект прекрасно знает немецкий язык. Оказалось, что его мать по национальности немка, а дед – бывший офицер германской армии. Выяснилось также, что в период прохождения стажировки на одном из заводов Чехословакии он был завербован западногерманской разведкой. По делу были собраны достаточные доказательства – и агента арестовали. В дальнейшем петропавловского шпиона обменяли на арестованного в Западной Германии советского разведчика.
Икорный след довел до Европы
В конце 1975 года первый руководитель Казахской ССР Динмухамед Ахмедович КУНАЕВ, согласовав вопрос с первым лицом Советского Союза Леонидом Ильичом БРЕЖНЕВЫМ, назначил Шевченко главой республиканского КГБ.
Расскажем только о нескольких операциях, проведенных под его руководством в те годы.
Например, была получена информация, что на черных рынках западноевропейских стран стала появляться икра рыбы осетровых пород. Якобы утечка шла с Гурьевского завода. Сведения подтвердились. Вскоре удалось выйти на каналы доставки икры на Запад.
– Организатором контрабандной схемы оказался некий житель Одессы, а поставщиками – его люди из Гурьева (ныне Атырау), – рассказывал Василий Тарасович. – Все 16 человек, проходившие по делу, были арестованы.
Потом было “меховое дело”. Тогда, в 1970-х, поступили сигналы о крупных хищениях на предприятиях в Карагандинской, Джамбулской и Чимкентской областях. Было установлено, что в этих регионах действуют преступные группы, имеющие обширные связи с подельниками на Дальнем Востоке, Алтае, в Карелии, Закавказье, а также в Москве и других городах СССР. Более того, преступная деятельность этих групп прикрывалась работниками правоохранительных органов. Одновременно, в один день, произвели 60 обысков на квартирах и в служебных кабинетах в Караганде, Джамбуле, Чимкенте, Москве, Хабаровске и других городах. Были арестованы 24 фигуранта, изъято более ста килограммов золота и свыше 10 миллионов рублей.
Покушение на Каратая Турысова
– Наибольшие переживания мне пришлось испытать 23 января 1982 года, когда в КГБ Казахской ССР позвонили из квартиры одного из руководителей Казахстана Каратая ТУРЫСОВА, – признавался Василий Тарасович. – На ручке входной двери его младшая дочь обнаружила коробку из фанеры, адресованную отцу. Попытавшись снять с нее крышку, супруга Каратая Турысова услышала щелчок. Прибывшие эксперты обнаружили в коробке мощное взрывное устройство. Взрыва удалось избежать только чудом: не сработал боек. Вскоре был арестован подполковник Советской Армии в отставке, он был автором покушения.
Сразу после выхода на пенсию генерал-лейтенанта Шевченко к нему обратилось руководство КГБ СССР. Ему предложили возглавить Высшие курсы КГБ СССР в Алматы. Однако спокойной и размеренной жизни у Василия Тарасовича не получилось и на этом посту. Не было ни зданий, ни аудиторий, ни технического оборудования, ни учебных полигонов. Катастрофически не хватало и преподавателей с практическим опытом работы. Тут в полном объеме вновь пригодился весь опыт Шевченко. Фактически на пустом месте он благодаря своим организаторским способностям все организовал и сумел создать высшее учебное заведение. В рекордно короткие сроки появилась материально-техническая база. Были возведены учебные корпуса и обустроена территория.
Высшие курсы КГБ СССР и явились основой для их последующего преобразования в институт, а затем и в Академию КНБ Республики Казахстан – одно из лучших учебных заведений страны.
Вот так и получилось, что почти всю свою жизнь легендарный казахстанский разведчик Василий Шевченко провел на невидимом почти для всех, но стратегическом рубеже обороны страны.