Захарий Дубский был успешным купцом в Астрахани, где мог бы и далее промышлять рыбу, но откликнулся на призыв царских властей начать осваивать новые территории. И вскоре стал развивать свой бизнес на пустынном берегу Каспия. Он основал в бухте рыбацкий поселок Баутино, который и сегодня так называется. Сейчас там разворачивается огромное строительство. Порт Баутино обещает стать морскими воротами Казахстана. Но в те времена там невозможно было найти даже пресной воды. А Захарий умудрился построить пансионат, который теперь называется “Сад Дубского” и охраняется государством. Охраняется, но, увы, продан частному лицу. Кстати, этот сад изображен на одной из картин великого украинского поэта и художника Тараса Шевченко, служившего солдатом на Мангышлаке.
Из 11 рожденных детей Захария, к сожалению, выжили только трое – дочь и два сына. Один из них учился в высшей духовной семинарии, но священником не стал. По окончании семинарии он увлекся марксистскими идеями и решил стать врачом. Сам Захарий был человеком набожным, но в то же время он помог скрыться от жандармов двум бакинским коммунистам. Что затем, после революции 1917 года, помогло ему избежать расстрела.
Захарий Кузьмич Дубский основал на Мангыстау первые поселения. Маленький сухонький человек с тощей бороденкой, он не был очень образованным человеком, но обладал смекалкой и природным умом. Выучил казахский язык.
Степняки-кочевники потянулись к Захарию за работой. Шли с уверенностью, что он возьмет их в рыболовецкую артель и даже может дать лодку в аренду. Купец Думский не основывал на Мангышлаке банков, но зато разработал очень работоспособную систему кредитования, которая помогала переселенцам из России построить свой дом, а местным казахам обрести собственность в виде лодок и снастей для рыболовства. Приказчики Захария Кузьмича четко отслеживали, кто является некредитоспособным. Но это не означало, что им денег не давали. Напротив их фамилий в списках должников ставился крест. И на великие праздники Захарий прощал малоимущим долги.
Советский писатель Константин Паустовский сам с Дубским не встречался, но в своей повести “Кора Бугаз” отозвался об этом человеке нелицеприятно. Вероятно, сработал коммунистический стереотип, что любой купец – это мироед. В результате Паустовский среди местного населения Мангыстау писатель не совсем любимый. Потому что о Дубском здесь осталась очень хорошая память. Именно он построил здесь первую школу и первую больницу. Именно он возвел первую часовню, которая стоит в Форт-Шевченко до сих пор. Она тоже охраняется государством. Но, к сожалению, приходит в упадок.
После революции Захария Кузьмича арестовали и заключили в тюрьму. Но следователи решили, что купец врагом народа не является. Не решились. Уж слишком его уважало местное население. После освобождения Дубский передал все свои рыболовецкие артели, хладокомбинат и солеварню советским властям. На базе его предприятий было создано предприятие “Казахстан рыбхолодфлот”, которое 70 лет снабжало Советский Союз и заграницу рыбными деликатесами. В данный момент это предприятие постепенно умирает. Ему не под силу даже кильку промышлять.
Понимая, что купца советская власть в покое не оставит, Дубский скрылся. Но через несколько лет вновь появился на Мангыстау. Все усилия чекистов найти Захария были тщетны. Ни русские, ни казахи даже под нажимом не сообщили в НКВД, где скрывается Дубский… Из того, что рассказывается об этом человеке, сейчас непросто определить, где легенда, а где быль. Но в одном сомнений нет – память о себе он оставил светлую.
P.S. Потомки Дубского до сих пор живут на Мангыстау. Не так давно в детской деревне семейного типа появилась женщина – директор свадебного салона. Она оказала благотворительную помощь детям-сиротам. Выяснилось, что это правнучка Захария Кузьмича – Наталья Дубская.
Игорь Куцай, Актау