Легализация-2 - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Легализация-2

Легализация-2

В Казахстане будет проведена еще одна легализация. На этот раз не капитала, а собственности. Законопроект, позволяющий амнистировать граждан в связи с легализацией собственности, был передан в парламент еще в июне, накануне летних каникул.

  • 11 Ноября 2003
  • 1627
Фото - Caravan.kz

На время о нем забыли, а теперь заговорили вновь. Ни один экономический симпозиум не обходится сегодня без обсуждения этой темы. Очень часто о своем твердом намерении провести еще одну акцию легализации заявляет и президент страны.
То, что значительная часть собственности находится в тени, ни для кого не секрет. Так сложилось, что в первые годы независимости люди старались минимизировать не только налоги на предпринимательскую деятельность, но и налоги на собственность. Именно поэтому записывали свои шикарные дома на третьих лиц, а производственные площади проводили как обычную недвижимость. До поры до времени эта проблема не занимала умы государственных мужей, теперь же, когда стало ясно, что дальше так продолжаться не может — слишком велики потери государства от теневого сектора, было принято волевое решение о легализации собственности.
По некоторым оценкам, до 40 процентов активов, ресурсов экономического роста, включая малый и средний бизнес, находится в нелегальном обороте. Оборот теневой экономики составляет 30 миллиардов долларов в год: но это не только доходы от теневой недвижимости, но и нелегальный оборот в сфере экономической контрабанды, незаконное предпринимательство, теневая реализация подакцизной продукции.
Этот показатель эксперты оценивают как критический с точки зрения экономической безопасности государства. Именно легализация, по их мнению, повысит в стране деловую активность, позволит стимулировать производство и создание новых рабочих мест.
Об этом свидетельствует и опыт развитых стран, где законодательство приспосабливали к реалиям жизни. Например, частная собственность, не всегда легальная, приобретала свою легитимность благодаря новым законодательным инициативам.
Пока же в общих чертах вторая легализация очень напоминает первую: она не допускает легализацию спорного имущества, а также имущества, добытого преступным путем.
Легализация будет анонимной, и последствий от легализации — в виде заведения уголовных или административных дел не будет. Срок легализации составит шесть месяцев с тем, чтобы собственники могли оформить все документы по приобретению прав на собственность.
По некоторым данным, оптимизм правительства по поводу легализации — довольно сдержанный. Оно рассчитывает, что будет легализовано 30 процентов собственности, работающей на теневую экономику, 4 миллиарда тенге в виде недоплаченных налогов дополнительно получит государство. Впрочем, цифры могут быть совершенно другие, но даже предварительные расчеты доказывают, что игра стоит свеч.
Сами предприниматели вели разговор о легализации на прошедшем 31 октября в Астане Форуме. Это довольно непростой вопрос, решая который все же лучше долго запрягать и быстро ехать, чем наоборот. Именно поэтому многие предприниматели, в том числе и Алматинская ассоциация предпринимателей, считают, что принятие Закона «Об амнистии граждан и субъектов малого предпринимательства в связи с легализацией имущества субъектов малого предпринимательства» преждевременным. По их мнению, нужно сначала внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс, а также в ряд других законов, что сделало бы легализацию максимально выгодной и принесло бы пользу всей стране.
В качестве аргументов предприниматели приводят следующие. Во-первых, нельзя рассчитывать на получение ожидаемого практического эффекта от принятия закона без побудительных экономических мотивов и стимулов предпринимателей и граждан в целом для добровольной легализации не имущества, а именно стоимости имущества.
По мнению вице-президента Алматинской Ассоциации предпринимателей кандидата экономических наук М. Томпиева, для предпринимателей и граждан в целом важна не легализация «якобы» не зарегистрированного имущества, ибо не зарегистрированного имущества в Казахстане нет. Исключение может составить не зарегистрированное, либо не оформленное в установленном порядке имущество сельских переселенцев в городах, оралманов и мелких предпринимателей, которое настолько мало, что никакого влияния на легализацию теневого сектора экономики и на развитие бизнеса не окажет. В связи с этим для вышеуказанной категории имущества достаточно принятие одного Закона РК «О внесении дополнения в Указ Президента РК, имеющий силу Закона, «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Предприниматели подчеркивают, что для них скорее всего важна легализация реальной стоимости уже зарегистрированного имущества, которую можно предъявить не только в качестве налогооблагаемой базы, но и в качестве залога как в банке, так и в суде. Ни для кого не секрет, что одним из путей существования теневого оборота имущества является существенная разница между официально зарегистрированной и реальной стоимостью имущества (транспорт, недвижимость, земельные участки, оборудование и т.д.) при его купле-продаже. Для этого, по их мнению, необходимо до принятия Закона о легализации внести существенные изменения в действующий Налоговый кодекс. Ведь сегодня получается, что при декларированном Конституцией равенстве, идет несправедливое деление на личное и предпринимательское имущество, где ставка налога последнего в 10 раз больше.
Аналогичная ситуация сложилась с десятикратно завышенным земельным налогом на территориях рынков. Именно поэтому предприниматели предлагают ввести единую ставку налога на все виды имущества в размере 0,1% от его стоимости или приравнять его к налогу на имущество физических лиц, где ставка в 1% начинается только с суммы превышающей 10 миллионов тенге. В этом случае выиграет как государство, так и предприниматели. Это позволит резко увеличить существующую заниженную стоимость имущества, а значит сборы самого налога, а также имущественного дохода и пошлин при купле-продаже имущества.
Это лишь несколько барьеров, которые необходимо преодолеть для того, чтобы акция по легализации стала полноценной. Кроме того, в отдельных случаях нужно принять сторону не юридических, а физических лиц. Например, для них не предусмотрены амортизационные отчисления и отчисления на капитальный и текущий ремонт. Следует отменить практику обязательных платежей со стороны предпринимателей — физических лиц по ежегодной переоценки стоимости их объектов недвижимости. Определить минимальный предел стоимости, с которого начинается имущество предпринимателей.
Но для того, чтобы реализация стала не формальным шагом, а реальным, предприниматели предлагают для добровольной легализации стоимости имущества и активных легальных инвестиций в бизнес полное освобождение от декларирования инвестиций в бизнес, как минимум на 5 лет.
Прислушаются ли к этим словам в парламенте, где ждет своего часа законопроект, пока неизвестно. Впрочем, неизвестно и то, как сложится судьба у будущего законопроекта и какие очертания он примет в конце концов. Пока же в парламенте наблюдаются скептические настроения по поводу легализации. Депутаты, от которых зависит то, каким станет закон, указывают на опасную тенденцию амнистий. Мол, не слишком ли часто мы прощаем тех, кто не является законопослушным гражданином?