Ямы в гололед — это вам не летние ямы, пусть даже их количество в стране точно подсчитано и озвучено на днях министерством транспорта и коммуникаций.
Вот интересно, чисто теоретически: когда-нибудь, пусть через много лет, перестанет ли отечественная зима быть для нас эдаким вулканом Этна — все знают, что извержение будет и всякий раз надеются, что не в этом году. В отличие от непостоянной лавы снег и мороз низвергаются на все регионы РК с доступной воображению регулярностью, и менее всего рады этому те, кто вынужден находиться за рулем. Уже первые зимние сводки дорожной полиции вызывают желание передвигаться исключительно пешим порядком. К примеру, в городе моего обитания — Алматы только за начальные шесть часов гололеда зарегистрировано 82 ДТП. Если учесть, что далеко не всегда водители призывают представителей закона поучаствовать в разборках, то реальных происшествий наверняка куда больше. Конечно, нельзя не принимать во внимание и разношерстность нашего общественного транспорта: маршрутки и частные автобусики пыхтят, кто во что горазд, экономя на всем, в том числе, на резине, и за их тормозной путь в случае чего я не поручусь. Но главной причиной опасных ситуаций на дорогах остается все-таки их поганое качество. Невеселые итоги года по графе пострадавших в результате аварий в УВД еще не подводились, но, думается, декабрь внесет свою лепту сполна, ведь именно в этом месяце явилась зима, к которой никто не готов.
Диагноз отечественных дорог давно известен: почти полный паралич. Об этом крайне тяжелом состоянии, причем прогрессирующем, говорят много и безрезультатно. В кабинетах различных рангов, на совещаниях закрытых и расширенных. Расстаются с креслами ответственные чиновники, но по-прежнему лишь около 25 процентов автотранспортных «артерий» республики кое-как соответствуют стандартам. Если бы экспрессивные выражения, которыми от души кроют водители наши дороги, волшебным образом материализовались и превратились в настоящее покрытие, то крепче его во всем свете было бы не сыскать. И большая экономия для государства бы вышла. К примеру, в этом году на текущий ремонт и содержание республиканских дорог было предусмотрено 1,9 миллиарда бюджетных тенге. А по мнению специалистов, требуется как минимум в 3 раза больше. Отдельная песня — ремонт капитальный, который должны финансировать местные власти, обреченные вечно кроить-перекраивать Тришкин кафтан. Вот, скажем, алматинский акимат изыскал на капремонт городских колдобин 1,3 миллиарда тенге. Но только для того, чтобы привести в божеский вид одну-единственную улицу (правда, длинную) — Толе би, департаменту благоустройства надобна едва ли не половина этой суммы. К слову, данная улица — одна из самых поминаемых недобрым словом автомобилистов Алматы. Не перестаю дивиться их мужеству и терпению, разъезжая то и дело по родному городу. За исключением буквально нескольких стратегических улиц, на всех остальных рельеф зело причудлив. А чуть подальше от центра и вовсе требуется фигурное вождение.
Принимая бюджет-2003, парламентарии наши добавили на дорожный ремонт в республике целых 350 миллионов тенге. Маловато, конечно, будет, учитывая протяженность немалую и сложившуюся практику оного ремонта. Вот ведь загадка: почему мостовые, мощеные еще при царизме угнетенным пролетариатом, служат веками, а наши латки требуется обновлять каждый год? Не успеют водилы насладиться гладью, как опять: то трещина, то яма, то бугор какой-то вскочит. Само собой, новое всегда легче построить, чем реставрировать старье. Подтверждение тому — трасса республиканского значения Астана — Алматы, должная превратиться в хайвэй мирового класса. На ее реанимацию запланировано потратить больше 200 миллионов занятых долларов и 89 миллионов собственных тенге. Но сроки сдачи даже здесь хронически отодвигаются, теперь уже на следующий год.
Как известно, осенью республиканская прокуратура затеяла проверку соблюдения законности при строительстве автодорог. Уже предварительные результаты были показательными: к примеру, трасса Астана — Бурабай стала основой для создания классической пирамиды из множества субподрядчиков. «Таким образом, государственные средства оседают в частных руках, не обеспечивается качество автодорог»,- констатировала прокуратура. И с тех пор — тишина, о судьбе злостных расхитителей ни слова, саморазрушаемость же обескровленной дороги водители скоро привычно познают на практике. А 27,5 миллиона тенге, выделенных из бюджета на строительство и ремонт автодорог в Алматинской области, просто-напросто растранжирены. Многочисленные организации-однодневки крутят деньги, передавая подряды друг другу, часто безвозвратно растворяясь в тумане. Многие из них даже не имеют лицензии на ведение подобных работ, а имеют лишь долги перед бюджетом. Заключив, что средства были использованы не по назначению, а также с многочисленными финансовыми нарушениями, областная прокуратура мирно пожурила акима Шалбая Кулмаханова и вынесла ему предписание, напоминающее о его обязанности контролировать расход бюджетных средств. Дороги же остались в прежнем отвратительном состоянии. Именно из-за них — и это официально отмечено в полицейских протоколах — за семь месяцев этого года в Алматинской области при авариях погибли 6 человек, 64 получили травмы различной степени тяжести.
Давно замечено: зимой болезненно обостряются все недоделки. Вылезает из всех незаклеенных щелей, неутепленных окон летняя лень. Дает о себе знать безденежье предыдущего сезона, аукается вечное наше «авось». И мерзнет нерадивый хозяин, и обещает сам себе, что уж на будущий год… Ладить же сани зимой бессмысленно и дискомфортно. Особенно в масштабах огромной страны. Так что придется снова как-то приноравливаться к тем дорогам, которые мы, будь наша воля, не выбрали бы ни за что на свете. Но терпелив и покорен наш водитель. Пикетов не устраивает, петиций в минтранском не шлет, требуя ответить, куда уходят деньги, аккуратно с него взимаемые в виде дорожного налога. Знай, крепче за баранку держится. Может быть, ему поможет министерская информация о числе колдобин на просторах отчизны (есть, оказывается, у теоретиков дорожного дела такой ввергающий лично меня в ступор показатель, как «ямочность»). Так вот, знайте, их — 2 миллиарда 420 миллионов. Кто, когда и каким образом ямы сосчитал — не ведаю. Но если зажмуриться и представить — картина возникает фантасмагорическая: бесконечное шоссе, изрытое миллиардной оспой. И покрытое коркой льда — как влетишь колесом, никакие рекламные зимние шины не помогут. Нельзя ли, братцы, хоть песочка где-нибудь изыскать?