Ласковые сети - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+18 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ласковые сети

Ласковые сети

Эта история произошла несколько лет назад. В одной компании я познакомился с яркой, экзальтированной молодой женщиной по имени Полина. Она обладала множеством нереализованных талантов: писала романтические, несколько старомодные стихи, рисовала акварелью, пробовала сочинять песни под гитару. По профессии эта "широко известная в узких кругах" поэтесса была педагогом, и в то время набрала группу маленьких детей в собственный детский центр, чтобы преподавать художественное творчество по авторской методике. Запомнились ее всегда сияющие, чуть насмешливые глаза любимицы судьбы, человека, которому все в жизни дается даром.

  • 13 Июля 2007
  • 1185
Фото - Caravan.kz

Однажды Полина пришла в студию с видеокассетой. То был фильм о красноярском пророке Виссарионе и его «городе Солнца». Оказалось, что она побывала там и прониклась учением «Церкви последнего завета». «Вы не представляете, — захлебывалась радостью Полина, — там живут иначе, чем мы! Там все друг друга берегут и любят, это совсем другой уклад жизни, без скандалов, сплетен и вражды».
И тут же объявила о своих намерениях: в скором времени она продает квартиру в Алматы и уезжает в еще не построенный «город Солнца» в окрестностях Минусинска. Туда, где все деньги и вообще все имущество общие, где все обязаны отдыхать и работать сообща и где все решает один человек — Учитель. «Я ему верю так, что иногда мне хочется встать на колени и воскликнуть: «Господи!» — заключила Полина. «А как же твои ученики, которые поверили тебе?» — спросил я. Ответа не последовало, моя знакомая только равнодушно махнула рукой.
Довольно скоро выяснилось, что отец Виссарион — обыкновенный мошенник, причем состоящий на учете в психдиспансере, а его адепты — просто кучка доверчивых людей. Паства, недовольная тяжелыми условиями жизни в общине, стала поначалу роптать, а затем разбегаться. А вот что потом произошло с ними, будущими «солнечными жителями», потерявшими крышу над головой, семью? Увы, никто из моих прежних друзей ничего о Полине не слышал. Ее следы потерялись на просторах некогда необъятной страны. Возможно, она бродит в обносках и ночует в подвалах или на свалках…
Права известная пословица «От тюрьмы и сумы не зарекайся»: путь от рафинированного интеллигента, принятого в элитарном обществе, до отверженного всеми «калики перехожего» драматически короток. Подсчитал бы кто-нибудь из социологов, сколько легковерных жертв обретается среди бомжей!
Вообще-то казалось, что все эти белые девы, новые пророки и иже с ними откочевали в прошлое, ко всеобщему облегчению. Но вот пишет мне юноша, рассказывает, как буквально недавно едва не оказался вовлечен в какую-то секту. «Люди, которые меня туда пригласили, лучились добротой и любовью, говорили ласковыми голосами. Сначала понравилось, но, послушав «лекцию», понял: час приятного общения, а потом век воли не видать. Не тут-то было: их «священник», девочка лет двадцати, ежедневно читала мне проповеди по телефону, постепенно переходя к угрозам.. Приходилось отключать телефон…»
Несмотря на пережитые нами в последние десятилетия перемены, вновь и вновь повторяются в нашей жизни истории, связанные с поклонением лжекумирам. Способно ли наше общество защитить склонных к самообману людей от деятельности всевозможных сект? На мой взгляд, оно до сих пор не пришло к единому мнению, противоречит ли запрет объединений людей по различным религиозным мотивам, не совпадающим с традиционными конфессиями, продекларированной в нашей конституции свободе совести. Одни считают, что нужно оградить граждан от возможного психотравмирующего влияния этих объединений, другие — что строгие запреты приведут к ограничению свобод.
Мы слишком долго существовали в тоталитарном обществе, когда государство контролировало каждый шаг подданных. За последние годы мы еще не успели свыкнуться с гражданскими свободами, в том числе и со свободой совести. Наверное, нужен более длительный срок для жизни в условиях, более близких к демократии. Не она виной, что появляются всяческие группировки, в том числе и религиозные. Они процветают, зарабатывая деньги на обмане все большего числа неофитов. Проблема в том, что официальные религии по разным причинам не всегда удовлетворяют часть населения. Человек, испытывающий какие-то переживания, не получает облегчения в церкви, мечети или синагоге. И тут на его пути возникает некая секта, предоставляющая «дополнительные услуги». Надо сказать, что миссионеры этих сект куда более активны в привлечении паствы, чем официальное духовенство. Религиозное сознание занимает не первое место в головах граждан: за годы советской власти духовные традиции были разрушены. Да и до революции в отношениях человека и Церкви обозначился кризис — иначе почему одни равнодушно смотрели, как другие с воодушевлением кидались уничтожать православные святыни? Ведь в Польше, например, приняв социализм, население не отказалось от католичества. А у нас на смену вере пришел поголовный атеизм, который так же легко сменился поверхностным, массовым участием в совершении обрядов. Именно это и предлагают некоторые религиозные секты, чьи обряды, по мнению специалистов, зачастую носят псевдопсихотерапевтический характер. Поскольку их целью является рекрутирование сторонников, за счет которых они паразитируют, то первичный психотерапевтический эффект сменяется жесткой зависимостью от гуру. В сети религиозных сект могут попасть в основном, конечно, те, кто входит в группу риска, — люди с повышенной внушаемостью, страдающие депрессиями, с заниженной самооценкой и повышенной впечатлительностью, переживающие кризис среднего или пожилого возраста, не умеющие отвечать за свои действия, самостоятельно принимать решения. Внушение — давно известный способ манипулирования окружающими. Его применяют, например, цыганки на улице. Они точно выделяют из толпы прохожих неуверенных, замедливших шаг, изменившихся в лице при словах «давай погадаю». Таким образом заинтересовавшиеся как бы проходят проверку на внушаемость, а дальше следуют профессиональные, веками отработанные приемы. Однако одной внушаемости мало. Люди, группирующиеся вокруг всевозможных «учителей», стремятся к самовыражению, общению, психологическому комфорту — всему тому, чего им не хватало в жизни. Этим мнимым мессиям удается делать ставку на решение личностных проблем своих адептов, на изживание комплексов. Но задача профессионального психотерапевта — не держать в подчинении своих пациентов, а дать им внутреннюю свободу. Цель же лидеров сект — как можно прочнее привязать свою паству к себе, причем не без корысти. У каждой секты есть свой крючок, на который они цепляют людей, не сумевших найти свой путь ни в одной из базовых религий. Например, миссионеры понимают, что новый прихожанин хочет обрести религию, но больше всего боится потерять свободу. Поэтому они применяют технологию, которая дает иллюзию свободы. И все — муха попала в паутину, настолько тонкую, что ее на первый взгляд и распознать невозможно. А заканчивается все так же, как и в тоталитарных сектах, то есть полным подчинением воли. Попасть в сети секты может и человек с высшим образованием, интеллектуально развитый, если он пережил личную драму, имеет психологические проблемы, да еще живет в социальном климате, способствующем порождению мифов. Спасение может быть только в воспитании внутренней свободы граждан. Чем свободнее сознание, выше интеллект, тем крепче сопротивляемость к духовным вирусам. В ежегодном докладе госдепартамента США о состоянии свободы религий Казахстан был назван лидером среди стан СНГ по сохранению религиозной толерантности. Сегодня в республике действует около 2,5 тысячи религиозных объединений, представляющих более 40 конфессий. Именно наша страна, по мнению видных зарубежных религиозных деятелей, является примером для многих других: здесь мирно уживаются ислам и христианство, лютеранство, иудаизм и многие другие вероисповедания. И в этой ситуации нам вполне по силам не допустить возникновения различных сект.
Фото сайта rustrana.ru