У какого-то мелкого гения уже с месяц подобрана великолепная амуниция — начиная с фирменючих башмаков, заканчивая соткой для вызова водителя. Кто-то с грустью шевелит пальцами в драных тапочках-тряпочках, вздыхая: осень, блин, пришла. В перспективе у такого первоклашки — ни учебников, ни классических скрипучих штиблет, ни букетика астр. Да и школы тих детей, размещенных волей судьбы и общества далеко друг от друга на социальной лестнице — весьма контрастны. Одни сияют евроремонтами, спортивными и компьютерными залами, вкусно пахнут и всем своим видом говорят: да, ты — успешен, уверен в себе, у тебя впереди удивительная школьная жизнь. Вторые в авральном режиме добеливают-докрашивают вонючей дешевой краской несчастные училки, одуревшие от вечной нищеты и нехватки всего и вся. Мамы одних загодя и с волнением готовят собственные наряды к торжественному сентябрьскому событию, родители других порой с трудом могут вспомнить, какой сегодня день недели и месяца. Да и не стремятся вспоминать.
Так мы встречаем 1 сентября — День контрастов.
А для некоторых быстрых разумом невтонов лекции будет читать сама жизнь — учебниками языка, физики, ботаники — а позднее и анатомии станет улица, литературы — завалявшиеся в доме брошюрки. В результате оптимизации сегодня в 500 населенных пунктах республики школ нет вовсе. Сельская школа умирает — ни книг, ни учителей, ни помещений с дровами.
Те отрывочные знания, которые на скаку успели дать свежедипломники, махнувшие отсюда, очертя голову, выветрятся из юных голов столь же быстро как дорожная пыль… По данным министерства образования РК, в этом году из общеобразовательных школ страны уволились более 46 тысяч учителей. Среди них немало людей, пошедших сеять разумное, доброе, вечное по призванию, педагогов от Бога. Но унизительная зарплата заставляет их скрепя сердце проститься с любимым делом. Честь и хвала тем, кто еще остается и в глухой сельской школе, забытой богом и государством, учит детей читать и писать, чертить и решать задачки — един во всех лицах.
Только что в стране принят закон РК «О правах ребенка», проект которого томился в чиновничьих портфелях несколько лет. Закон серьезный, защищающий «…право ребенка на получение обязательного общего образования в пределах принятых в РК образовательных стандартов». Теоретически, конечно. Есть в нем и глава под названием «Ребенок и общество», предусматривающая защиту маленького гражданина Казахстана от отрицательного воздействия социальной среды, вредного воздействия алкоголя, наркотиков и т.п. Написано все очень правильно. Но, к примеру, только в Алматы сотни безнадзорных детей не учатся и бродяжничают. За шесть месяцев нынешнего года ими совершено около 200 преступлений. Количество особо тяжких при этом возросло в среднем почти на треть. Маленьких бродяжек охотно подбирает взрослая преступная среда. Вряд ли им доведется, попав в гостеприимную «малину» узнать, что такое школа со спортзалом и компьютерным классом. Они попадают в другую школу и начинают проходить другие дисциплины.
В статье 7 главы закона четко определены полномочия центральных и местных исполнительных органов по вопросам защиты прав ребенка. Но как показывают результаты проверок прокуратуры, эти органы к работе подобной подходят формально. Сведения об условиях жизни в семье отсутствуют, так же, как и школьном воспитании. Что и говорить, работа нелегка: нужно искать и находить неблагополучные семьи, где есть дети-школьники, ставить вопрос о помещении их в учебные заведения, оказания адресной социальной помощи — а ее механизм и вовсе не продуман. Куда легче провести разовые рейдовые отработки типа «Улица» или «Подросток» и бодро отчитаться об этом. Но, по словам полицейских, такие мероприятия сводятся к статистическим протоколам. За первое полугодие, к примеру, в Центр временной изоляции, адаптации и реабилитации ГУВД Алматы помещены 63 подростка — это в 2 раза больше, чем за весь прошлый год. Они посидят здесь за партой несколько дней, прослушают — и даже с интересом — несколько проникновенных проповедей миссионеров. Но и только. А что дальше? Они вновь окажутся там же, откуда пришли, и никто не возьмут их за руку и не отведет в наши обычные средние школы: измученные вечным дефицитом учителей, нехваткой денег, воровством, низким качеством преподавания. Мне приходилось бывать в этом центре и видеть этих детей. Да, они не паиньки, курят и знают слова далеко не из букваря и не знают букв. Но и не тупые, смышленые. Многие хотели бы надеть красивую форму к 1 сентября и пойти учиться. Но уже не могут.