Одно известно точно, это предприятие работает не в Казахстане. И даже не в Узбекистане с Кыргызстаном. И уж точно не в Шымкенте.
Потому что в Шымкенте недавно прошла встреча спецслужб Казахстана и Узбекистана, посвященная проблемам борьбы с наркотрафиком и незаконным оборотом наркотиков.
Вообще Шымкент уже традиционно становится своего рода центром, где спецслужбы соседствующих государств договариваются о мерах взаимодействия против наркоторговли.
Первая подобная встреча состоялась еще в 2004 году, в работе которой, кроме, естественно, казахстанских силовиков, приняли участие делегации высокопоставленных представителей из спецслужб Узбекистана, Киргизии и Таджикистана.
По словам самих силовиков, акцентирование внимания на южных регионах Казахстана произошло в связи с изменениями самой схемы преступного наркотрафика. Если раньше транзит наркотиков в основном следовал через киргизские территории, то в последние годы фиксируется значительный объем незаконных перевозок через Узбекистан, в Южно-Казахстанскую область и далее.
Так, ряд громких дел в Шымкенте и Южно-Казахстанской области по выявлению крупных преступных сообществ, занимающихся наркобизнесом, а также разоблачению их покровителей среди высокопоставленных чинов правоохранительных структур ЮКО, только подтверждает тот факт, что наркобизнес на юге угрожающе развивается.
Во встрече силовиков с казахстанской стороны приняли участие заместитель председателя КНБ РК Козы-Корпеш Карбузов, узбекскую делегацию возглавлял первый заместитель председателя СНБ Узбекистана Шухрат Гулямов.
На брифинге, проведенном для журналистов, представители казахстанского КНБ отметили, что наши спецслужбы уже наладили достаточно эффективные контакты с зарубежными коллегами в деле борьбы с наркобизнесом.
Результатом взаимодействия только в прошлом году стало 12 успешных операций, в ходе которых было изъято свыше тонны тяжелых наркотиков.
Всего же в Казахстане за прошлый год сотрудниками КНБ было изъято из незаконного оборота и пресечены поставки более трех тонн наркотикосодержащих средств.
С начала этого года комитетчики выявили и ликвидировали уже шесть крупных группировок, имевших разветвленную сеть по доставке, сбыту, и транзиту наркотиков.
Так, в селе Турбат Казыгуртского района ЮКО, граничащего с республикой Узбекистан, в ходе оперативной разработки была выявлена крупная перевалочная база наркоторговцев.
На заключительном этапе операции по задержанию наркодельцов с поличным, сотрудники КНБ изъяли у преступников 36 хорошо упакованных брикетов с героином, общий вес которых составил 32 кг.
По оценке экспертов стоимость такого «товара» на «черном» рынке уже в России зашкаливает за миллионы долларов.
Между тем, по словам сотрудников спецслужб, особую тревогу вызывает тот факт, что участились случаи выявления дешевого опия-сырца. Такой наркотик обязательно нуждается в окончательной переработке, что бы из него получился «полноценный» товар — героин.
И то, что опий-сырец идет транзитом через страны Средней Азии и Казахстана свидетельствует о том, что на территории стран СНГ, видимо, уже возникла преступная лаборатория по переработке опия-сырца.
Правда, как убеждены силовики Казахстана, эта лаборатория действует не в нашей стране. В каком именно государстве из стран содружества может «завестись» подобное предприятие силовики дипломатично уточнять не стали.
Хоть в той же России, увы, несложно представить пару регионов, где подобный «заводик» вполне мог пустить корни. Скажем, тот же кавказский регион, а то и вообще химфак какого-нибудь NГУ. Поэтому особую гордость испытываешь за убежденность наших силовиков в том, что в Казахстане такой лаборатории нет и быть не может. Видимо, такая уверенность исходит из того, что опий-сырец задерживается не только на южных границах Казахстана, но и на северных рубежах нашей родины.
Причем, при попытках его транзита в Россию (а в какую страну еще можно попасть через северную границу РК?). То есть налицо факт, что нарколаборатория действительно действует где-то северо-западнее наших рубежей. В противном случае на северных границах находили бы уже чистый героин.
Хотя сами же силовики признают, что раскрыли и ликвидировали еще далеко не все преступные сети наркодельцов.
И также, в силу латентности данного вида преступлений, пока еще не удалось точно выяснить соотношение транзитных опия-сырца и героина «на входе и на выходе» из нашей страны — чтобы уже с математической точностью доказать, что ни грамма сырца не превратилось в героин в пределах нашей страны.
Отсюда вывод — шанс существования хотя бы «ма-а-аленькой» лаборатории в РК, увы, всегда имеется.
На фоне того, что наши спецслужбы в последнее время официально сообщили не только о существовавших в РК нелегальных баз Аль-Кайеды, но также и о том, что некие экстремистские группировки в подробностях готовили ряд терактов, остается только удивляться, почему наши преступные элементы так «отстали» в деле освоения столь прибыльной отрасли наркобизнеса, как химлаборатория…
Фото с сайта www.newspaper.kz