Кыргызстан в поисках светлого будущего - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кыргызстан в поисках светлого будущего

Кыргызстан в поисках светлого будущего

Мысли вслух - о стране и о судьбе, о природе, политике и нашем "светлом пути", который должен когда-то и куда-то привести…

  • 29 Октября 2007
  • 1079
Фото - Caravan.kz

Мне уже многое поздно
Это Юрий Лоза пел, помните: «Мне уже многое поздно, мне уже многим не стать. Годы вернуть невозможно, но я умею мечтать…». А что еще остается человеку? Особенно, когда кругом невежество и хамство, страна погрязла в нищете, а политики твердо и уверенно загоняют госмашину на парковку под названием социальная катастрофа?
Одно спасение: на природу, без оглядки, подальше от всего и вся. Просветления достичь, да ценности переоценить. Вот и я целый месяц провел в горах, в одиночестве. Только я и великолепная природа нашего Кыргызстана: величественные снежные вершины, чистейший воздух и — тишина, которая в это время года, когда стоят последние погожие дни осени, пронзительная, звенящая. Окинешь взором это великолепие, вдохнешь полной грудью, и вроде как вдохновишься: «Все еще впереди! Все у нас получится!»
Начинаешь любить даже наших деятелей, доведших страну до ручки, заодно и себя немножко. И — хочется-хочется изменить мир к лучшему. И пусть душа еще парит, а мысли бороздят безбрежные просторы Вселенной, социальный мандраж снова начинает пробирать. «Пора-пора назад, в общество: а вдруг со страной чего произошло, пока я тут в горах прохлаждаюсь, вдруг какое чудо необыкновенное?».
Спускаюсь вниз, в Бишкек…а тут — референдумы, новые выборы в парламент, цены как с цепи сорвались…
…Нет, это, наверное, у меня самого характер вредный: и хочешь настроиться на мажорную волну, но встанешь не с той ноги, и сразу в черном свете все видится. «Вы — пессимист», — выразился один американский журналист-исследователь нашей азиатской демократии (которую американцы же и имплантировали в местную почву полтора десятка лет назад, получив нынешнего уродца в виде дикокаменной кыргызской модели). Он тогда попросил меня, чтобы я высказал свое мнение о современной политической ситуации в стране. «Пессимист — это, как известно, хорошо информированный оптимист», — парировал я, прибегнув к известному афоризму. Американец рассмеялся: «Типично русская поговорка. Это Достоевский сказал?».
Да нет, не он: Федор Михайлович штампы не использовал. Впрочем, о драматических или, если хотите, лунных сторонах нашей национальной жизни давно известно. О них гениально сказал Антон Чехов: «Русский человек любит вспоминать, но не любит жить». И вот эта особенность национального менталитета, похоже, неискоренима: она может лишь видоизменяться во времени.
Уж и не знаю, насколько исторически обоснованным было «выведение» коммунистическими адептами «новой исторической общности» — советского народа, но то, что нынешние поколения сорока-пятидесятилетних вышли из «совка» — это точно. Причем невзирая на национальности: все мы — русские, кыргызы, казахи, белорусы… — были единым народом-мечтателем, который верил в прекрасное будущее, победу коммунизма и всеобщее братство-равенство. Крушение СССР и новокапиталистическая действительность больно шмякнули нас о землю — рухнули прежние идеалы, появился новый лозунг: выживает сильнейший.
Но внутреннюю природу тех, кто вышел из Страны советов, изменить невозможно. Мы — не деловые, не приспособленные, и вообще, искусственно внедренная на постсоветскую почву идеология богатства и накопительства — как была, так и осталась для нас чуждой моралью…Это для янки «его величество доллар» является национальной и государственной идеологией. Ну а когда, скажите, у тех же русских были в почете «денежные мешки»?..
Нет, нисколько не изменился мой современник. Вот только, если раньше он спасался от идиотизма бытия и тоталитарной идеологии КПСС в кухонных разговорах о «козлах»-коммунистах и их вожаках генсеках, в мечтах о свободе, в чтении и перечитывании Александра Солженицына и ночном прослушивании «Голоса Америки», то нынче остается надеяться, что рано или поздно рухнет дикокапиталистический мир, с его недалекими и упертыми правителями (вроде Джорджа Буша), претензиями на мировую гегемонию и убеждением, что все в этой жизни продается-покупается.
Об Акаеве, Бакиеве и их исторической миссии
Вообще-то кыргызский президент должен лично мне 50 тысяч сомов. Ведь я с ним делал интервью в то время, когда он зимой 2005 года готовился к выборам в парламент. Это сегодня он Жогорку Кенеш запросто распустить может, свою партию создать, с говорящим названием «Ак Жол» — «Светлый путь». А тогда он, увы, даже не попал в депутаты. Но с его начальником штаба по выборам мы договорились, что материал выйдет на коммерческой основе. Но…потом г-н Бакиев революцию возглавил, президентом стал, короче говоря, не до того стало. И вот я думаю: сейчас-то совсем другой расклад. А не истребовать ли мне должок, тем более, пеня, наверное, за минувшие годы — ох, какая набежала! Да еще с учетом инфляции, взлета цен на продукты и, так сказать, общей нестабильности в мире. А, может, в долларах цифру «округлить», а то и в евро…Во разжился бы?! Но, кажется, я опять размечтался… Что было, то быльем поросло: будем считать мой накрывшийся революцией гонорар, добровольным взносом в национальный бюджет.
Впрочем, самый большой фантазер, как известно, наш первый президент. Взять хотя бы его мечту-идею о Киргизии, как второй Швейцарии… Ведь так Аскар Акаев красиво расписывал — вся страна заслушивалась, верила на слово. Однажды я все-таки засомневался, спросил у нашего известного публициста и общественного деятеля Салижана Жигитова (светлая ему память): «Быть или не быть нам второй Швейцарией?». И тот ответил: «Конечно, быть. Если Казахстан — будет вторыми США, Узбекистан — Испанией, Таджикистан — Францией…».
Впрочем, грандиозные проекты — это, как говорится, была главная «фишка» первого президента. Похоже, и многим лидерам государств, не блещущих эрудицией и энциклопедизмом кыргызского президента-академика, импонировало быть с ним в одной компании. Чем он искусно пользовался. Вряд ли кто еще мог так долго «втирать» — сначала Борису Ельцину, потом В.Путину — о великом и могучем, о стратегическом партнере, России, которая «дана кыргызам богом и судьбой…». Придав русскому языку статус официального, ААА превратил его во что-то вроде конвертируемой валюты во взаимоотношениях с Кремлем, самым беспардонным образом «раскручивая» Москву на преференции в отношении Кыргызстана. Куда нынешним официальным идеологам и прожектерам до своего «крестного отца».
Слушал недавно речь нынешнего госсекретаря Адахана Мадумарова во время поездки в Екатеринбург на тему, что русский и кыргыз — братья навек и…абсолютно не убедило.
Конечно, кружащейся в вальсе с первой леди на главной площади страны Акаев — это нонсенс. Ну, а не нонсенс ли совково-байские методы управления страной, используемые нынешней властью? Ведь даже название недавно скроенной пропрезидентской партии «Ак Жол» («Светлый путь») — как будто дублирует имя какого-нибудь советского колхоза эпохи развитого социализма. И какой такой светлый путь может нам предложить Курманбек Салиевич?! Это, похоже, сегодня не только меня интересует. Один скептик и «черный юморист» на сей счет так пошутил:
— Хочешь знать, в чем историческая миссия Курманбека Бакиева?
— Хотелось бы…
— Ну так слушай. Как мы знаем из советской истории, при большевиках и коммунистах кыргызы совершили «скачок» из феодализма — в социализм, минуя стадию капитализма. Ну а при Бакиеве — скакнут обратно, причем, тоже… минуя капитализм.
О летающих тарелках, туризме, прессе и нашем завтра
Вы в курсе, читатель, что недавно Кыргызстан посетили инопланетяне?! Об этом я узнал в одной местной газете. Так и написано: мол, над дачным поселком в курортной столице страны г. Чолпон-Ате вечером 11 октября зависло нечто похожее на летающую тарелку… Во дают ребята! Дело, однако, в том, что в этом самом поселке и моя дача находится, и я там в это самое время проживал, ценности, про которые речь в первом абзаце шла, переоценивал. Никаким инопланетным кораблем тут и не пахло! Уж поверьте, уважаемые, я бы не упустил случая пообщаться с внеземным разумом (хотя бы на предмет того, чтоб пришельцы взяли бы, да и вывезли наших политиков куда подальше, а назад — забыли вернуть). Впрочем, давно известно: летающие тарелки появляются тогда, когда в обычные наливать нечего.
Так было во время развала СССР, и вот сейчас опять, похоже, история повторяется. Самое характерное, что таким образом местная пресса и «продвигает» национальную жемчужину Иссык-Куль. То могилу апостола Матфея ищут, то какие-то белые кони по поверхности озера скачут, то тарелки летают…
Но, когда пытаешься завести речь с первыми (вторыми, третьими, etc.) людьми страны на тему, если они хотят изменить ситуацию к лучшему, то надо, в том числе, информационное поле начинать цивилизовать, те только отмахиваются: «Вот проведем выборы»…
Нет, ну казалось бы: что, скажите, Кыргызстан имеет предъявить миру? Ни мартовскую же революцию 2005 года, да кыргызскую демократию (которой, судя по всему, пришел конец)?!
На сегодня единственное, чем мы можем гордиться — это наша природа, Иссык-Куль. Конечно, здешние многочисленные турфирмы, политики пытаются пропагандировать эти прелест, но очень уж по-партизански, наскоком. А стоило бы сделать международное туристическое издание: с казахами, россиянами, со всеми, кто к нам приезжает отдыхать, у кого есть интерес к Иссык-Кулю, кто поможет вытащить страну на рынок международной туриндустрии. И начало цивилизованному общению с ним — постоянный информационный мост, издание, ориентированное на внешний рынок. Ведь те же ежегодные турярмарки, даже запланированный на следующее лето мировой конкурс «Мисс туризм-2008» — лишь разовые мероприятия. Тогда, как известно: кто владеет информацией, тот владеет миром.
Показательно, что, например, проектом о международном туриздании интересуются казахстанцы, россияне, даже одна южнокорейская компания, но — не наши кыргызские товарищи. С другой стороны, почему другие должны думать о стране, о ее будущем, а не мы сами?!
Ведь наш СВЕТЛЫЙ ПУТЬ, — если мы на него, наконец, встанем, — связан отнюдь ни с политическими баталиями, бесконечным перекраиванием Конституции, референдумами, выборами, революциями… Все это рано или поздно канет в Лету. Вопрос лишь в том: останется ли страна, точнее, какой мы ее оставим нашим потомкам? Перемены неизбежны: может, конечно, не так скоро, как хотелось бы, даже не в этой жизни… Как пел другой певец, Игорь Тальков: «…Я точно знаю, что вернусь: хотя бы через сто веков — в страну не дураков, а — гениев…»
Все у нас получится! Или я опять размечтался?..

Фото с сайта http://www.advantour.com