Курсант военного института провалил экзамен и пытался покончить с собой: кто виноват? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Курсант военного института провалил экзамен и пытался покончить с собой: кто виноват?

Курсант военного института провалил экзамен и пытался покончить с собой: кто виноват?

В Военном институте Сухопутных войск (ВИСВ) еще одно громкое ЧП. Курсант 9-й роты десантного факультета после провальной сдачи экзамена по дисциплине “Тактика ВДВ” пытался покончить жизнь самоубийством.

  • 16 Июня 2017
  • 9603
Фото - Caravan.kz

Старший следователь Южного регионального военно-следственного управления МВД РК капитан юстиции Кузембаев А. С., рассмотрев материалы уголовного дела № 177210101000009, единственным подозреваемым в деле о суициде почему-то признал начальника факультета ДШВ Айдара КАБДЕНОВА. После четырехчасового перекрестного допроса офицера взяли под стражу. По мнению следствия, подполковник Кабденов подозревается “в превышении власти или служебных полномочий”, предусмотренном ч. 2 ст. 451 УК РК.

Поставите двойку – повешусь!

Подполковник Кабденов, как его ни убеждали в военно-следственном управлении, никакого “косяка” за собой так и не признал. Он и сейчас не устает повторять, что “не доводил курсанта 9-й роты до самоубийства и никогда не желал ему зла”, что абсолютно ко всем своим подчиненным относился непредвзято, ровно, по-отечески: где-то хвалил, где-то ругал.

Правда, Айдар Кабденов тут же честно признается, что “всегда был строг и по-командирски требователен к своим подчиненным”. А как без этого в элитных десантных войсках, где настоящим бойцовским духом пропитаны абсолютно все военнослужащие, проходящие службу?

По своей многолетней службе в ВДВ тоже не понаслышке знаю, что настоящий дух воина-десантника воспитывается на многолетних традициях и передается из поколения в поколение. Это, если хотите, и жизненное кредо, и отношение к выполнению задания – “во что бы то ни стало и любой ценой”. Не зря ведь существует и живет в веках крылатый девиз братства десанта: “Никто, кроме нас!” Этим действительно все сказано. Именно поэтому заслуженный офицер-гвардеец, бывший командир 35-й десантно-штурмовой бригады, за плечами которого десятки лет безупречной службы, куча похвальных правительственных грамот, убежден, что преподавателям прославленного Военного института Сухопутных войск “не следует идти на поводу у двоечников и принимать их нечистоплотные “правила игры”.

– Когда курсант 9-й роты открыто пригрозил подполковнику Кабденову, что в случае неудовлетворительной оценки на экзамене он “пойдет и повесится”, то начальник факультета десантной подготовки подполковник Кабденов со всей своей прямотой десантника бросил ему: “Иди и вешайся, но только в присутствии меня, начальника института и военной полиции, – комментирует юрист Нурлан УСТИМИРОВ. – Именно за эту фразу, брошенную в сердцах на своеобразный курсантский выпад, теперь и уцепилось следствие ВСУ. Но, к счастью, тот курсант-то, оказывается, слава Всевышнему, жив! В бессрочном академическом отпуске находится после того ЧП. Спрашивается, а был ли вообще суицид?!

Курсанта действительно обнаружили лежащим на полу лицом вниз, но эксперты зафиксировали, что никаких следов на шее от брючного ремня нет.

Более того, очевидцы рассказывают, что тот курсант после попытки покончить с собой “встал и на своих ногах как ни в чем не бывало отправился в санчасть”. Мистика да и только. Или натуральная подстава?

Вымогательство чистой воды

Преподаватели ВИСВ, начальники кафедр и командный состав высшего военного заведения после ЧП “с ремнем на шее” оказались в очень непростом положении. Отныне их офицерская судьба и карьера могут напрямую зависеть от желания или нежелания какого-либо двоечника в погонах свести счеты с жизнью.

– Действительно, зачем усложнять и без того трудную офицерскую жизнь, – продолжает рассуждать Нурлан Устимиров. – Надо вместо двоек и троек на экзаменах ставить всем будущим офицерам одни только хорошие и отличные оценки. Тогда все курсанты и их родители будут счастливы, бодрым шагом дойдут до выпуска, наденут лейтенантские погоны и встанут во главе армейского строя. Но спросите министра обороны или начальника Генерального штаба, какого качества будут эти липовые командиры с дутыми оценками?! Где он, настоящий дух десантника?!

Вдумайтесь, курсант третьего курса (!) десантного факультета ВИСВ, получив на экзамене двойку, тут же заявляет начальнику кафедры, что если он-де не получит положительную оценку во время пересдачи сессии, то непременно пойдет и повесится.

Это что, такой современный хитроумный курсантский прием, похожий на банальный шантаж?! Или вымогательство чистой воды? Или обыкновенная провокация по отношению к начальнику кафедры? Представьте на секунду: а если завтра война?! Как поведет себя слабовольный курсант? Тоже накинет на шею петлю или сначала навалит в штаны основательно по дороге?

– Нурлан Джумаканович, каков ваш профессиональный прогноз относительно этого ЧП? В чем может быть упущение арестованного и посаженного под домашний арест старшего офицера? Может, в том, что он не доложил своему начальству о намерении курсанта покончить жизнь самоубийством?

– То есть не настучал начальник кафедры на того нерадивого курсанта, вы хотели сказать. Да, не настучал. У десантников в крови так не поступать. Видимо, Кабденов послушал еще и командира батальона, который буквально умолял его никому об инциденте не сообщать… Думаю, этого неуравновешенного курсанта, желающего покончить с собой, военные психологи проморгали еще в военкомате. Да и в самом вузе надо было за ним хорошенько понаблюдать, и психологам принять соответствующие меры. Эксперты указывают, что третьекурсник действительно “всегда был склонен к суицидальным проявлениям” и служба в элитных десантных войсках ему противопоказана. Что касается арестованного офицера, то он просто-напросто попал под раздачу. Буду готовить протест, писать жалобу на имя главного военного прокурора Ергали Мерзадинова. Если уж таких заслуженных командиров, как Айдар Кабденов, прошедших все ступени от командира взвода до командира десантно-штурмовой бригады, начнут по надуманным причинам смешивать с грязью, то я не знаю, куда мы придем и что станется с нашей армией.

АЛМАТЫ