Другая игра
– Мы считаем, что в среднесрочной перспективе – от 12 до 36 месяцев – должны перейти к новому режиму обменного курса. Он является частью большой монетарной политики – Национальный банк начинает играть другую роль в экономике и будет предоставлять банкам краткосрочную ликвидность и своей ключевой ставкой влиять на ставку кредитования в стране, – сказал Кайрат Келимбетов во время презентации отчета Международного валютного фонда (МВФ) “Перспективы развития региональной экономики. Кавказ и Центральная Азия”.
Для этих изменений предполагается подготовить базу. Прежде всего, институты для построения денежных моделей, новых систем коммуникаций с рынком и населением. Это привычные меры, но необычные для Казахстана.
– В 2015 году фискальная политика Нацбанка будет очень строгой, – подчеркнул, однако, Келимбетов. – Мы с правительством выбрали такую политику. Будем концентрироваться на интересах потребителей, населения, которое не должно пострадать от интересов отдельных отраслей. Национальный фонд при подобных ценах на нефть (более 60 долларов за баррель. – Прим. “Каравана”) будет только прирастать. Бюджетный дефицит – не очень большой. Долг государственного сектора – не более 10 процентов от ВВП. Все это говорит о том, что мы достаточно легко проходим через этот период.
Готовимся к шокам
Главной причиной перехода к плавающему курсу названа необходимость подготовки экономики страны к будущим шокам, которые могут произойти в мировой экономике. В этой связи был упомянут доклад Международной кризисной группы (ICG) под названием “Тест на стрессоустойчивость для Казахстана”, представленный на прошлой неделе. В нем говорится, что стране следует сфокусироваться на внутренних проблемах, причем реформы нужно проводить достаточно быстро.
– Пока главное – мы не допустили больших шоков, – отметил глава нацбанка. – Вот возьмем российский рубль. В январе 2014 года доллар стоил 32 рубля. В ноябре – уже 60. Один день в декабре был даже 80 рублей. Сегодня доллар стоит 49 рублей. Большая российская экономика такие шоки может абсорбировать. Но пройти путь от 80 до 49 рублей – вы сами понимаете, какие могли бы быть шоки у нас. Мы не очень готовы к этому. Поэтому поддерживаем позицию МВФ, что оставаться дальше с фиксированным обменным курсом мы не можем. Чтобы абсорбировать эти шоки, курс должен быть более гибким. Переход к этому – достаточно болезненный процесс. Это показывает пример России. Но после введения плавающего курса и инфляционного таргетирования там ситуация изменилась. Хотя Россия остается под санкциями, она возвращается к предыдущим темпам роста и к меньшей изменчивости обменного курса.
А готовиться, по мнению заместителя директора департамента Международного валютного фонда (МВФ) по Ближнему Востоку и странам Центральной Азии Юхи КЯКОНЕНА, есть к чему. МВФ прогнозирует, что экономическая активность в странах Центральной Азии и Кавказа в 2015 году продолжит замедляться. Главная причина – снижение цен на нефть и металлы. Вторая – снижение экономики России.
«Ввиду резкого снижения цен на нефть и ожидаемого сжатия российской экономики, в 2015 году прогнозируется дальнейшее ухудшение перспектив развития регионов Кавказа и Центральной Азии. Ожидается, что рост в этом году замедлится еще на 2 процентных пункта, составив 3,2 процента», – говорится в майском бюллетене фонда “Перспективы развития региональной экономики”.
Когда упадет цена на нефть…
Предполагается, что менее болезненно чувствовать себя будут Азербайджан и Казахстан. По мнению МВФ, равновесная цена на нефть для стран региона составляет 58 долларов за баррель. При снижении цен ниже этого уровня страны – экспортеры нефти не смогут финансировать свои государственные расходы. Именно эти две страны меньше других связаны с экономикой России. Соответственно они меньше пострадают от ее сокращения. Тогда как Армения, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан сильно зависят от торговли с Россией и денежных переводов от своих сограждан, работающих там.
В отношении Казахстана Международный валютный фонд понизил прогноз роста ВВП в 2015 году на 2,3 процента. В прошлом году ВВП страны вырос на 4,3 процента. Инфляция в текущем году составит 5,2 процента, а в 2016-м – 5,5 процента.
Чтобы снизить влияние шоков на экономики, эксперты МВФ рекомендуют нашим странам ужесточить дисциплину в финансовом секторе, проводить более гибкую денежную политику, продолжать структурные реформы, которые позволят повысить независимость национальных экономик, увеличить их емкость и количество рабочих мест, обеспечивать простые и понятные правила для предпринимателей.