Обещания Нацбанка
– В целях более гибкого и плавного курсообразования в рамках перехода в среднесрочной перспективе к инфляционному таргетированию и, принимая во внимание тот факт, что обменный курс тенге по отношению к доллару практически достиг верхней границы валютного коридора, принято решение расширить коридор колебаний обменного курса тенге, – заявил Кайрат Келимбетов.– Этот коридор позволяет колебаться вне зависимости от того, какие негативные внешние сценарии будут развиваться вокруг Казахстана.
Итак, Нацбанк решился провести девальвацию тенге. Пока – незначительную. Величина обесценивания тенге составит 6,5 процента. Для любой экономики мира это совсем немного. Но для нашей – предельно долларизованной – масштабы девальвации всегда грозят быть большими. По словам Кайрата Келимбетова, новый коридор установлен для маневра “на ближайшие 12 месяцев”. Это дает основание полагать, что Нацбанк рассчитывает ослаблять валюту на 1 тенге в месяц.
Учитывая, что 16 июля курс составил 187 тенге, то даже при максимальном масштабе ослабления (до 198 тенге) со скоростью 1 тенге в месяц в течение года курс может ослабиться на 5,9 процента. Это дает надежду сохранить тенговые депозиты (при ставке около 10,5 процента) более выгодными по сравнению с долларовыми (их ставка около 3 процентов).
Между тем, отвечая “Каравану”, профессор Рахман АЛШАНОВ дал другой сценарий удешевления валюты. По его расчетам, Нацбанк начнет отпускать по 2–3 тенге в месяц. Это позволит экономике приспособиться к изменению курса: банкам рассчитывать процентные ставки по кредитам, импортерам и экспортерам – валютные колебания. Но скорость обесценивания может увеличиться к ноябрю, когда налогоплательщики начнут сдавать свои обязательства перед бюджетом.
Иран обрушит цены на нефть?
На казахстанскую экономику, к сожалению, действуют два основных фактора – котировки на нефть и курс рубля. Мы устали об этом писать, но в Казахстане по-прежнему – сырьевая экономика. Главный наш товар – нефть. От продажи нефти страна получает более 90 процентов всей валютной выручки. И малейшее колебание цен на это сырье сразу отражается на нашем самочувствии.
На этой неделе Иран и страны “шестерки” (США, Франция, Великобритания, Германия, Китай и Россия) достигли наконец соглашения по иранской ядерной программе в обмен на отмену санкций против Тегерана. Они будут отменены, как только инспекторы МАГАТЭ подтвердят выполнение Ираном взятых на себя обязательств – от него потребовали избавиться от 98 процентов всех ядерных материалов. Сегодня Иран поставляет на мировые рынки чуть более 1 миллиона баррелей нефти в сутки. Снятие запрета на транзакции позволит сразу нарастить экспорт до 2 миллионов баррелей. А через два года – до 3–4 миллионов баррелей в сутки. Столь резкий рост предложения вполне может обрушить и так шаткий рынок. Кризис в отношениях между Ираном и странами Запада длится уже с 1979 года. Его экономика изголодалась по новым технологиям и оборудованию. Поэтому Тегеран вряд ли будет брать в расчет интересы других стран-экспортеров. Для него выгодна любая цена выше 40 долларов за баррель. На этом фоне начал “волноваться” курс валюты главного торгового партнера Казахстана – российского рубля. Сегодня он – на уровне 56,5 рубля за доллар, но российские аналитики уже расширяют коридор до 60 рублей.
– Если бы в нашей стране была сильная экономика, если бы мы себя сами обеспечивали, то на нее эти небольшие скачки валюты никак бы не влияли. Но мы с Россией – нефтезависимые страны. И сидим на нефтяной игле, – отметил “Каравану” председатель фонда “Финпотребнадзор” Айдар АЛИБАЕВ. – Надо менять сам подход к строительству экономики. А это наши чиновники сделать не способны. Поэтому внутри страны сложилась исключительно неблагоприятная ситуация. К этому привели не какие-то внешние силы, а наши многолетние завалы, работа без четко поставленных целей.
Три сценария
После установления Нацбанком коридора в 170–198 тенге за доллар возможны три сценария развития событий:
1) к определенному сроку доллар вырастает до 198 тенге;
2) курс сохраняется на уровне 185 плюс-минус 2 тенге; 3) курс упадет до 170 тенге за доллар.
– Если будет вдруг резкое падение тенге, то дальнейшее нам уже известно. Рост цен на продукты питания, сокращение импорта. Все это сильно отражается на населении, малом и среднем бизнесе. Но выигрывают экспортеры, – считает Айдар Алибаев.
– Помимо экспортеров выиграет бюджет Казахстана, – говорит Рахман Алшанов. – Сегодня он страдает от недопоступления денег, но выполнять обязательства государство должно. Если считать поступления в долларах США, то выигрыша нет. Но если в дешевеющем тенге – тогда они резко увеличиваются. Сильно проиграют импортеры – в прошлом году объем импорта составил 30 миллиардов долларов. По итогам первого полугодия этого года импорт упал на 13 процентов. Одновременно поднимутся российские цены, тогда отечественные производители несколько успокоятся. А вот Китаю как ничего не грозило, так ничего угожать и не будет.
Эксперты “Каравана” не исключили, что курс тенге может остаться примерно на сегодняшнем уровне. Но удержание курса ведет к расходам золотовалютных резервов. По оценкам это обходится от 2 до 3 миллиардов долларов, напомнил Айдар Алибаев. На конец мая золотовалютные резервы Нацбанка составили 28,9 миллиарда тенге, и они практически не растут, хотя поступления от продажи нефти в страну идут.
Максимума же в 170 тенге за доллар наша валюта уже не достигнет, убеждены эксперты. Для этого просто нет никаких условий.
– Максимальный курс, которого тенге может достичь, – 184–185 тенге за доллар. Причина может быть одна – неожиданный и резкий курс на нефть, – считает Айдар Алибаев.
Рост курса тенге сдерживает большой объем экспорта нашей страны – 70 миллиардов долларов, подчеркивает Рахман Алшанов.