Курица, несущая золотые яйца - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+11 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Курица, несущая золотые яйца

Курица, несущая золотые яйца

Таможенный пост "Гишт-Куприк"-Жибек Жолы" между Узбекистаном и Казахстаном напоминает большой и бойкий базар.

  • 2 Сентября 2007
  • 2218
Фото - Caravan.kz

Всем известно, что между двумя Узбекистаном и Казахстаном подписано межправительственное соглашение о безвизовом режиме, предполагающем упрощенное прохождение граждан обоих государств таможни.
Однако далеко не всем известно, что на практике пройти вышеуказанный таможенный пост очень нелегко.
Судя по всему, это делается по непубличной взаимной договоренности и создает предпосылки для массовой коррупции с обеих сторон.
С узбекской стороны сначала пограничники, потом и таможенники задают желающим перейти на казахстанскую сторону один и тот же дубовый вопрос: с какой целью вы едете в Казахстан?
Понятно, что он вообще неуместен в силу существующего между государствами безвизового режима. Безвизовый режим предполагает наличие у человека документов, причем узбекистанцам достаточно иметь при себе паспорт, а казахстанцам приходится оформлять, кроме уже имеющегося удостоверения личности, также зарубежный паспорт. Изворотливости узбекистанцев нет предела. Раньше в ходу были приглашения на свадьбы и поминки с казахстанской стороны. Узбекские власти просекли хитрость своих сограждан, и теперь требуют, чтобы на приглашениях стояла печать местных органов самоуправления граждан.
Новый порядок касался как узбекистанцев, въезжающих в Казахстан, так и казахстанцев, въезжающих в Узбекистан.
Удивительна во всей этой истории следующая характерная деталь. Порядок визирования приглашений был введен в одностороннем порядке узбекской стороной, казахстанским таможенникам, по сути, нет никакого дела, с какой целью едет в Казахстан узбекистанец, а житель Казахстана — на сопредельную территорию. В последнее время и этот порядок канул в лету, но от этого проходить границу не стало легче. Почему?
Ажиотаж на границе
Любой, кто хоть раз бывал на границе двух государств, конечно, обратил внимание на большое скопление людей в обе стороны. Можно предположить, что причиной всему послужило резкое увеличение трудовой миграции из Узбекистана в связи с внутренними экономическими трудностями. Хотя, с другой стороны, ни тогда, ни сегодня трудно согласиться с мнением, что такой наплыв стал полной неожиданностью для казахстанской стороны, а обратный поток — для узбекистанской.
Последний по времени сигнал из Узбекистана — повышение цен накануне Дня независимости, которому свойственны признаки гиперинфляции. Жесткие действия узбекских властей в экономической сфере, призванные поставить под контроль розничные цены, в частности, на растительное масло и спиртные напитки, вызвали эффект, обратный ожидаемому. А последние меры по повышению цен на бензин стали мощным толчком к взрыву цен на потребительском рынке. Все это в совокупности усилило давно замеченную тенденцию: выезд узбекистанцев из страны за лучшей долей. Надо отметить и другой фактор — трудовая миграция приобрела другой, нежели раньше, характер. Если раньше жители Узбекистана стремились выехать на заранее оговоренные объекты, то теперь, как представляется, ими движет одно желание — выехать из страны, ибо хуже, чем на родине, уже быть не может.
Ростом трудовой миграции в полной мере пользуются таможенники обоих стран. Пост давно стал объектом рыночных отношений и перестал выполнять свою основную функцию — защищать страны от ввоза контрабанды и лиц, причастных к террористической деятельности.
Многочисленные группы узбекских гастарбайтеров сопровождают так называемые «проводники», сумевшие наладить тесные дружеские контакты как с казахстанскими, так и с узбекскими таможенниками. Взаимоотношения зиждятся на материальной основе и каждая группа, в зависимости от «количества голов», имеет свою цену. Обычно группы не ждут своей очереди на пересечение границы, а идут любыми другими альтернативными путями, будь-то щель под металлическим ограждением, ворота для проезда автотранспорта. Расчет за группу «проводники» осуществляют не отходя от кассы, а специально приставленный пограничник или таможенник занят арифметическими подсчетами: сколько человек пересекло зону его действия.
Ажиотаж на границе, это видно невооруженным глазом, спровоцирован обеими сторонами. Казахстанские и узбекские таможенники сетуют на ограниченную пропускную способность поста, хотя, по большому счету, видно, что их количество на постах достаточное, чтобы организовать процесс пропуска граждан без суеты и толчеи. Достаточно расширить зоны пропуска и установить дополнительное количество оргтехники. Но этого не делается по элементарной причине: ажиотаж поднимает цену прохода через пост организованных групп гастарбайтеров. В случае, если бы толкотни на границе не было, суммы взяток пограничников и таможенников резко снизятся.
Равенство перед постом
Безусловно, рынок характеризуется конкуренцией. Любой гражданин Казахстана или Узбекистана вправе воспользоваться услугами «спецпредставителя», который за определенное материальное вознаграждение проведет через пост без очереди. Это мелкая оптовая услуга, и потому цена на прохождение одного конкретно взятого человека запредельная: на казахстанской стороне действует ставка в 5 тысяч тенге, на узбекистанской — 2,5-3 тысячи. Естественно, «проводники» платят за каждую «голову» в 3-4 раза меньше, но оно и понятно — оптовые операции всегда были дешевле розничных.
Причем, «спецпредставители» часто представляются бывшими или действующими работниками таможенной службы и берут клиентов, у которых с документами полный порядок.
Человек, отказавшийся от услуг «спецпредставителя», вынужден выстаивать огромную очередь перед главными воротами, которая движется, принимая во внимание «зеленый коридор» для гастарбайтеров, очень медленно. Представьте себя в плотной толпе крайне раздраженных людей в 35-40-градусную жару? Совсем рядом, в нескольких шагах от основной толчеи, полным ходом идет процесс пропуска через границу гастарбайтеров. Данное обстоятельство сильно раздражает тех, кто оказался в общей массе, однако мало кто может публично высказать свое недовольство. Пограничники чувствуют себя здесь хозяевами положения, и способны даже отказать негодующему в проходе через границу: «уважительных причин» для такой карательной меры найдется предостаточно.
Это своеобразное равенство отдельно взятого гражданина и организованных групп гастарбайтеров, поначалу слегка шокирует, а потом вызывает злость и негодование. Хозяева поста с обеих сторон воспринимают своих же сограждан как «головы», тупые и молчаливые, способные лишь заплатить за перспективу почувствовать себя человеком пусть и отчасти. Даже заплатив «спецпредставителю» и преодолев пост без очереди, тебя не покидает мысль о том, что любой человек в форме на твоем пути видит в тебе не человека и гражданина, а символ узбекского сума или казахстанского тенге, не больше.
Люди смирились с таким положением вещей, забыли о своих правах, и мечтают лишь об одном — чтобы этот ужас с пересечением границы побыстрее закончился.
Прозрачная граница
На границе давно образовалась прослойка людей, предоставляющих услуги по нелегальному проходу через границу. По-другому людей данной профессии называют «объездчиками», ибо их ключевые маршруты пролегают не через пост, а другими маршрутами в обход границы.
Причем, воспользоваться данной услугой могут все без исключения: как граждане, у которых по тем или иным объективным причинам документы оказались не в порядке, так и те, у кого вообще нет документов или характер деятельности которых может вызвать у компетентных органов слишком много вопросов. Можно быть свидетелем того, как «объездчики» за определенную мзду пропускают через границу любого, кто может платить. Встречающиеся на пути следования каравана людей пограничники никогда не проверяют документов, а лишь получают деньги из рук объездчиков. Принцип прозрачной границы, как говорится, в действии. Любой здравомыслящий человек может задать самому себе риторический вопрос: зачем нужен пост, сотни задействованных там людей, если в принципе границу можно перейти без всяких процедур и проверок?
Ответ на этот вопрос лежит на поверхности — объезд один из элементов рыночных отношений на границе и тоже приносит доход в карманы пограничников и тех, кто ими командует.
Здесь тоже формируются целые группы желающих, а сама схема объезда уже в течение долгого времени скрупулезно отработана. Людей, где пешком, где на машинах везут от пункта к пункту, а объездчики предупреждают клиентов зря из пунктов не высовываться. Каждый объездчик работает с конкретными пограничниками, и не хочет, чтобы в дело вмешивались другие коллеги пограничника. Конкуренция за деньги на границе жесткая, поэтому вполне может так случиться, что не задействованный в операции пограничник может встать в позу. Правда, это лишь вопрос денег, а если говорить точнее, дележа денег.
Конфликты из-за денег
Нервными на границе выглядят не только те, кому волею судьбы предначертано пройти через пост, но и сами пограничники/таможенники. Порой кажется, что таможенные посты есть государство в государстве. То ли людей сюда берут соответствующих — бесцеремонных, грубых, невоспитанных, то ли сама обстановка на границе делает их такими. Конфликты между «проводниками» и пограничниками, «проводниками» и таможенниками, а также другими участниками процесса возникают с регулярностью движущегося по строгому графику городского пассажирского транспорта. Обычно разборки заканчиваются на уровне словопрений и устных угроз, реже — методом кулачного боя.
Естественно, главной причиной всех конфликтов снова являются деньги. Не тому дали, мало дали, не так дали, почему дали… Еще одной причиной крайнего раздражения пограничников и таможенников может стать большое количество людей, с которых взять деньги невозможно. Это касается, в первую очередь, эшелонов большегрузных машин «под крышей». «Крыши» ведь тоже разные бывают: их вес и значимость прямо пропорциональны сумме взяток на границе.
Таможня между Узбекистаном и Казахстаном давно стала курицей, несущей золотые яйца. Здесь кипят страсти, оголяются нервы, происходят мелкие и крупные человеческие трагедии…
На фоне всех этих мелочей главным критерием всего и вся являются дензнаки. Причем, в государственную казну стран попадает мизерная часть того, что оседает в карманах пограничников и таможенников.
А деньги имеют свойство перетекать из одного кармана в другой, поэтому карманы вышеуказанных лиц — лишь первое промежуточное звено в длинной цепи…

Рисунок с сайта www.klerk.ru