Рок умер…
По сути, эта публикация даже не репортаж с события (итоги первой отечественной премии в области рок-музыки могут уместиться в одном предложении), а попытка собрать воедино разные обстоятельства, сопутствующие исторической для отечественной музыкальной культуры церемонии.
Более двух лет назад в обзоре для журнала, посвященного отечественному шоу-бизнесу, автору этих строк пришлось констатировать, что рок в Казахстане умер, не успев родиться. Да, иногда журналисты любят написать что-то ради красного словца. Но было ли это тогда сильным преувеличением? Есть ли у нас свои реальные рок-герои? Поэты и музыканты, будоражащие сознание не узкого круга друзей и родственников, а значительных слоев общества? Кумиры миллионов, борцы за правду, проводники мудрости и носители тому подобных эпитетов, которыми награждают рок-музыкантов в той же России.
По роду деятельности автору этих строк – журналисту и музыканту – часто доводилось бывать на самых разных отечественных рок-концертах и фестивалях. Часто ничего, кроме скепсиса, а порой и вовсе разочарования они не вызывали. Ведь даже если на сцену выходили интересные исполнители, звуковое и организационное сопровождение мероприятий было ниже плинтуса. Такие халтурные междусобойчики в конце концов отбивали желание лишний раз где-то выступать или просто быть зрителем.
В этом смысле первая казахстанская рок-премия – событие просто небывалого уровня и размаха. Со времени фестиваля «Нашествие 130» сложно вспомнить что-то подобное. Но то был фестиваль по открытым небом с участием в большей степени приглашенных артистов, а тут чествование своих, доморощенных рокеров. Но…
Куковать на задворках
Это в мировой музыкальной индустрии рок-артисты по своей звездности уделывают попсовиков. По последним подсчетам журнала Forbes, в первой десятке самых богатых музыкантов 2012 года числятся основатель Pink Floyd Роджер УОТЕРС (2-е место), Элтон ДЖОН (3-е место), группа U2 (4-е место), Джон Бон ДЖОВИ (6-е место), Пол МАККАРТНИ (8-е место). В то время как Леди Гага, Рианна, Бейонсе в топ-10 не попали.
Зато в наших краях к рокерам относятся, как бы помягче сказать, с заметным пренебрежением. И тому есть масса причин. Одна из которых – действительно непрезентабельный имидж рок-героев. Ладно бы они были только патлатыми или как попало одетыми. Какие-то они слишком добрые, что ли, и не желающие идти на поводу у вкусов большинства. Вот и остается им (вернее, нам) куковать на задворках отечественного шоубиза.
Помочь подняться из подвалов и убогих клубов на серьезную сцену самого Дворца республики дала шанс новая премия. С одной стороны, небывало круто! С другой – получился не то чтобы самый идеальный срез состояния рок-культуры. К счастью, в число номинантов попали два десятка отечественных групп, которые ранее хорошо зарекомендовали себя в рок-хит-параде «На вершине Тенгри». Кого-то из них публика до этого знала, а кого-то буквально с нуля раскрутило радио Tengri FM, приютившее главный отечественный рок-чарт.
Однако никак в числе номинантов не были обозначены некоторые заслуженные и действительно заметные деятели рок-сцены. Это абсолютно разные коллективы, но определенно чего-то добившиеся и имеющие поклонников. «Адаптация» из Актобе – с двадцатилетней историей и постоянно гастролирующая в России и Европе. Или алматинские The Moloty, также востребованные на разных площадках и устраивающие нереальные шоу. Или «Уркер» – своеобразная группа с историей и регалиями… Но пока устроители церемонии решили так.
«Домбро-рок»
Пора, пожалуй, уже озвучить решения жюри премии, которые, с одной стороны, отличались поистине соломоновой мудростью, с другой – не всегда понятной логикой. Так, в номинации «Лучшая аранжировка» победил коллектив, который год как не существует. Это то ли группа, то ли проект, ярко зажегшийся, но быстро сгоревший, – Some Toir с треком When Will You Walk?
Далее – «Поэзия». Здесь наградили группу Che Francisco, солист и автор песен которой, по официальной версии, не смог лично получить награду, ибо получал что-то в Москве. «Выбор Интернета» – коллектив Flash Set. «Женский вокал» – Асель КАРСЫБАЕВА из Sugarfree Blues. «Мужской вокал» – Денис БАЛАКИРЕВ, ныне фронтмен группы «Край ветра», который на премии был заявлен как солист также несуществующего проекта Cry Baby. Награду за лучший трек получил Angry Ants – коллектив, постоянно оттачивающий свое хардроковое мастерство в одном из увеселительных заведений южной столицы.
В номинации «За верность рок-н-роллу» было решено наградить всех ее участников. А именно существующие по многу лет группы Motor-Roller, BluesMotel, The Fridays, «Жантик-бэнд» и «Субкультура». Особо, вне номинаций, за вклад в развитие казахской музыки были отмечены главные отечественные аксакалы с гитарами – «Досмукасан» и один из ключевых казахстанских джазменов, известный барабанщик Тахир ИБРАГИМОВ, ушедший из жизни шесть лет назад.
Почти полный зал Дворца республики благодушно встречал победителей в разных номинациях, а также группы, выступающие живьем в сопровождении струнного оркестра. Главным сюрпризом первой части вечера (во втором отделении выступили россияне – «Аквариум«) стал, пожалуй, самый неожиданный и интересный номер от коллектива, которому чуть больше года. Это квартет «Алдаспан», состоящий из музыкантов, играющих на электродомбрах.
В принципе, это неудивительно, что роковые рифы близки ритмичной домбровой музыке казахов. Так, «Улытау» уже давно использует эту фишку. Заметное рок-влияние ощущается в творчестве и отечественных поп-команд. Взять, к примеру, всегда мыслящую прогрессивно группу «Орда». Послушайте их «Килы заман» или «Кашкын». Однако при всех этих проявлениях все равно так или иначе возвращаешься к мысли, что по-настоящему статусных отечественных рок-героев Казахстан не имеет. Не очень-то готов наш народ находить себе кумиров в столь неформальной среде.
Смех и грех
В этом смысле очень показательна следующая история, происшедшая сразу после церемонии награждения. Коллектив BluesMotel, в составе которого находится автор этих строк, получив награду «За верность…», отправился это дело отметить. Конечно, мы не думали, что после признания на рок-премии на нас свалится небывалая популярность: поклонники, автографы, интервью. Однако воодушевление, безусловно, было. Особенно, когда в питейном заведении, где мы присели обмыть награду, с соседнего столика вдруг до нас доносится разговор: «Говорю тебе! Это точно он!».
Мы, было, пошутили на эту тему: мол, вот она, слава отечественных rock star, не успели премию получить, так уже узнавать стали (к слову, раньше тоже узнавали и брали автографы). Ладно, посмеялись, сидим дальше. Вдруг через несколько минут официантка приносит записку на салфетке. Читаем. Тут нас разобрал смех, ну просто нереальный. Во-первых, в одном из нас признали совершенно другого музыканта. Во-вторых, он совершенно не из рок-сферы. А, в-третьих, совсем из другой страны. А если быть конкретнее, то все эти восторженные воздыхания за соседним столиком были из-за того, что людям показалось, будто с ними рядом сидит Иван ДОРН – поп-исполнитель из Украины. А вы говорите – рок в Казахстане…
И тут нет обиды. Это данность: кумиров пока наша публика выбирает отнюдь не среди рокеров. И что-то мне говорит, что дело даже не в публике, а в самих музыкантах в первую очередь. А это, пожалуй, тема для еще одного обстоятельного разговора…