Культурное наследие - лицо народа - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+18 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Культурное наследие - лицо народа

Культурное наследие - лицо народа

В самом центре Алматы 11 старых, но крепких домов приговорены к сносу. Между тем каждый из них мог бы стать музеем.

  • 30 Ноября 2004
  • 1849
Фото - Caravan.kz

История об угрозе сноса «Домов специалистов», расположенных в квадрате улиц Абылай-хана — Шевченко — Панфилова — Курмангазы не нова.
Вот уже не один год акимат г. Алматы вынашивает планы о застройке земельного участка под 11-ю домами, в которых жили лучшие люди этой страны, без преувеличения — цвет нации.
В настоящее время жильцы домов уже получили уведомление о предстоящем выселении. Хотя Генеральным планом города Алматы, предусмотрен не снос, а «… реставрация, реконструкция и благоустройство жилых кварталов и комплексов, представляющих историко-культурную ценность, являющихся образцами градостроительства XIX — XX столетий и 20-50 годов XX века, сохранение жилых территорий, реабилитация и обустройство жилой среды центрального ядра города».
По времени постройки эти дома как раз относятся к периоду, указанному в Генеральном плане. Именно в 30-е годы в квартиры уютного микрорайона из 11-ти двухэтажных корпусов въехали выдающиеся деятели искусства и науки, видные государственные чиновники.
Среди жильцов числились такие люди как: Куляш и Канабек Байсеитовы, композиторы — Е.Брусиловский, А.Жубанов, Б.Байкадамов, писатели и поэты — И.Джансугуров, Б.Майлин, Г.Токжанов, А.Тажибаев, Г.Мусрепов, Д.Абилев, Иван Шухов, Павел Кузнецов, А.Никольская.
Журналисты ведущих изданий, радио и телевидения, например, «казахский Левитан» — А.Байжанбаев, первая женщина — академик Н.Базанова, медики — А.Н.Сызганов, М.Фаризов, Барлыбаевы, многочисленные члены правительства — вот далеко не полный список имен, давно принадлежащих истории.
Особая, трагическая страница в истории «Домов специалистов» приходится на страшные годы репрессий 37-38 годы, которые смертоносным смерчем пронеслись по судьбам многих выдающихся людей, живущих по соседству. Всего пострадало 40 человек, некоторые из них были расстреляны: Ильяс Джансугуров, Беимбет Майлин, Габбас Токжанов, Витолин, Николаев, Курпебаев. Их забрали «черные воронки» прямо в вечность.
Среди домов есть особо «знаменитый» — корпус № 8. За одну ночь в этом 8-квартирном доме были арестованы сразу 6 человек.
Стены старых построек помнят многое. И борьбу с «национализмом», и яростные выступления против «космополитизма». Эти периоды истории также трагически отразились на жителях 11-ти двухэтажек.
«Дома специалистов» — это и славная и одновременно трагическая летопись жизни элиты казахстанской интеллигенции, волею судеб собранной именно в этих корпусах. «Дома специалистов» — это казахстанский вариант печально известного «Дома на Набережной» в Москве. Заслуживает ли это святое место того, чтобы по нему прошлись бульдозером, осквернив тем самым память народную и саму историю Казахстана?
Эти намоленные стены, помнящие горе утрат и хранящие память о радости научных открытий, о выдающихся произведениях искусства заслуживают того, чтобы к ним приходили новые поколения и могли дотронуться рукой до живой истории Казахстана и положить цветы в знак уважения к делам предков.
Ныне живущие потомки великих людей не раз обращались в городской акимат, в Министерство культуры, информации и общественного согласия РК, в городское управление культуры образования и науки, к вице-премьеру Тасмагамбетову, к некоторым депутатам и лично к акиму Храпунову с просьбой о придании этим домам статуса исторических памятников и создании на указанном квадрате музея-заповедника. Но все безрезультатно.
Акимат в качестве мотивации для сноса выдвигает следующие сентенции: 1 — дома относятся к ветхому жилью, 2 — имеют неприглядный вид, 3 — малонаселены, что является непозволительной роскошью для такого большого города, как Алматы.
Ветхое жилье? Это — совершенно неверно. Дома строили на совесть — ширина внешних стен метровая, кладка выполнена из высококачественного кирпича на бетонном основании. Сейсмостойкость этих домов доказана временем. С 1935 года по настоящее время нет ни единой трещины в несущих стенах и перекрытиях. В фундаментах не зафиксировано отклонений от центральных осей, и ни один дом не дал осадки. Более того, дома строились с учетом зоны повышенной сейсмической опасности. В советские времена постройки были подвергнуты искусственному землетрясению силой, близкой к 9 баллам. Колебания вызывались с помощью мощной вибромашины, установленной, на крыше зданий сотрудниками КазНИССА. Результаты исследований подтвердили надежность и сейсмоустойчивость домов, по поводу чего институт выдал соответствующее заключение.
Необходимо учесть и тот факт, что застройка этого района высотными зданиями перекроет единственный путь для свободных потоков воздуха с гор в центр Алматы, так как вниз по улицам Панфилова, Байсеитовой Абылай-хана проходит всем известная «роза ветров».
Что же касается внешнего вида фасадов этих домов, да, с этим жители согласны. Дома действительно требуют эстетически грамотного оформления. Но проблема решаема. В Алматы много замечательных примеров, когда небольшие, старые одно- и двухэтажные постройки принимали совершенно очаровательный вид. Достаточно посмотреть на многочисленные Посольства и Консульства зарубежных стран.
Что же касается малой плотности населения, то мировой опыт градостроительства говорит об обратном: многоэтажные жилые дома выносят на окраины города («спальные районы»), а в центре разбивают скверы и парки, строят концертные залы, создают архитектурные музеи под открытым небом.
Формируя тем самым административно-культурную зону города.
Но! О какой культуре может идти речь, когда хотят снести материальную память о великих людях, всей своей жизнью творивших историю этого государства? Что оставим мы потомкам в память и доказательство о том где, да и жили ли вообще такие люди на этой земле?
Свыше ста фамилий выдающихся казахстанцев должны красоваться на реконструированных стенах 11-ти домов, если мы хотим в глазах своих соотечественников и всего мирового сообщества именоваться и впредь культурной нацией, народом, не вырывающим свои корни, а бережно их хранящим.
Как алматинка и журналист я давно слежу за развитием истории со сносом так называемых косых домов, расположенных в самом центре «Золотого квадрата» Алматы. В нашем городе, да и республике в целом, пожалуй, не найти другого такого места, где на квадратном метре было бы спрессовано столько истории, человеческих слез и памяти о деяниях, которыми наш народ будет гордиться еще много столетий спустя.
В стенах «Домов специалистов» были написаны первые казахские оперы, великие произведения поэзии и прозы. Здесь замысливались идеи научных открытий и проектов государственного масштаба. Современные жильцы — живые свидетели трагедий и потомки людей, пострадавших в страшное время «сталинских чисток». Каждый из этих домов — музей или каменная историческая книга, страницы которой нам предстоит еще листать и листать, по крупицам восстанавливая забытые факты из жизни людей, имена которых составляют гордость всего казахстанского народа. Между тем, на стенах домов до сих пор нет мемориальных досок в память о таких людях как Ильяс Джансугуров и Беимбет Майлин. Так как же это может быть, чтобы дома, хранящие память о 108 выдающихся деятелях страны, до сих пор не объявлены историческими памятниками?
Считаю, сей факт позорным для чиновников городского Управления культуры, которые проволокитили решение о предоставлении «Домам специалистов» статуса охраняемого государством памятника культуры до получения жильцами уведомления о сносе.
Снести, сровнять бульдозером с землей уголок старого Алматы просто. Где только вместо уничтоженного искать потом историю своей страны? В учебниках? В интернете? Кто мы будем такие, если не сохраним даже стен, в которых жили и творили наши великие предки? Простят ли нам потомки, поймет ли мировое сообщество тот факт, что сейчас, в угоду корыстным сиюминутным интересам отдельных людей, хотят уничтожить то, что отличает нас от других? Позволяет считать цивилизованной нацией — память, личные вещи, библиотеки, портреты, первые, прижизненные издания великих музыкальных произведений и литературы, собранных в одном месте и, наконец, стены, хранящие тепло рук лучших людей этой земли?
В каждом из этих домов скопилось исторического материала не на одну книгу и не на один фильм. Даже чердаки этих домов, предназначенных под снос, хранят такие исторические редкости, что им позавидует любой ныне действующий музей. Только вот, где возможно будет снять эти фильмы, если бесценные в историческом плане здания будут снесены?
Я побывала в некоторых квартирах и убедилась в том, какие, действительно толстые стены в этих постройках. Высокие потолки в 3,5 метров, добротные, крепкие и широкие подоконники, паркет, которому 70 лет (!), а он все еще не нуждается в ремонте, арматура, которой нашпигованы стены — их даже из пушки сразу не пробьешь, все это выгодно отличает квартиры двухэтажек даже от элитстроевских. Вот вам и ветхое жилье!
Эти строения задумывались и строились как элитные — таковыми они остаются и до сих пор, несмотря на непрезентабельный внешний вид. Из-за него многие алмаатинцы считают, что эти дома на ладан дышат. Уверяю вас, это совсем не так. И даже, если бы дома были не тем, чем являются на самом деле, то из-за исторической и культурной ценности их следовало бы сохранять любой ценой. Потому как в Казахстане не так уж много архитектурных памятников, которые содержали бы в себе такой мощный пласт культурного наследия.
С течением времени никто не вспомнит о новостройках, дорогах и т.д. Будущие алмаатинцы будут считать все это само собой разумеющимся. Но островок старого Алматы, сохраненного в сердце города, останется притягательным не только для казахстанцев, но и для иностранных туристов. Особенно, если в некоторых квартирах будут устроены личные музеи бывших жильцов — выдающихся деятелей Казахстана.
P.S.
От редакции: только что к нам поступила информация, что аким города Алматы Виктор Храпунов распорядился до 29-го декабря собрать и предоставить ему всю нужную информацию с расчетами по застройке так, чтобы квадрат улиц, о котором шла речь в нашей статье, не был затронут строительными работами.