– Девушка! Вы куда?
Девушка в модных очках пытается пробиться к столику менеджера.
– Я только спросить.
– Мы все спросить, – отрезает мужчина. – Очередь. Видите? Занимайте.
– Так, а эти куда лезут? К менеджеру? Мы тоже стоим. Занимайте очередь.
Вокруг столика собралось человек десять. Почему-то менеджер работает один. Другие сотрудники автосалона создают видимость работы, упершись в мониторы.
Мы все хотим купить автомобиль по программе льготного автокредитования. По слухам, которые возникают в толпе, машин мало. Особенно “Chevrolet Cobalt”. Надо успеть получить VIN-код. Мы создаем непривычный для автосалона ажиотаж. Но всем хочется кататься на новой машине с запахом чистого велюра. И если сейчас не получишь счет-справку с кодом, останешься без машины. Люди выталкивают всех, кто хочет пройти без очереди.
Рядом другая группа. Ее тоже надо успеть пройти сегодня. Тут же, в автосалоне, работают два сотрудника Евразийского банка. К ним очередь больше, так как банковские работают медленнее. Наконец, я сел в кресло.
– Добрый день. Я хотел бы купить “Chevrolet Cobalt” по льготной программе.
– Конечно. Давайте ваше удостоверение. В какой комплектации? Автомат?
Пять минут – и я получил заветный счет с VIN-кодом. Документ действует только в течение пяти дней.
Теперь в очередь к кредитному офицеру. Тут тоже слухи: кому дают кредит, кому не дают. “Мне не дали”. – “Почему?”. – “Да у тебя же кредит висит!”. – “У моего друга тоже два кредита, ничего – дали”.
В это время люди обживают новые машины. Все желают “Cobalt” на автомате. Девушки раскладывают свои сумочки, мужчины крутят рычаги, лезут под капот. Версию на механике никто не смотрит.
Снова с боем сел к кредитному офицеру. Удостоверение. Ожидание. Отказ. Как так?! У меня же зарплата, кредитная история, пенсионные. Всё есть!
– Извините, не знаю. Программа не указывает причину отказа, – разводит руками сотрудник банка.
Хорошо. Есть другие банки. Зарплату я получаю через Народный.
Но Halyk кредитную программу еще не запустил. Надо звонить.
Пятница
Halyk Bank, наконец, открыл кредитование. Пришел. Кредитный отдел дал предварительное одобрение. Сказали звонить в понедельник, чтобы получить уже окончательное решение.
Понедельник, 23 мая
У Halyk Bank снова проблемы. Программу не запустили. Звоним каждый день. У нас истекает срок счета на оплату.
Четверг
Всё – счет сгорел. Снова поехали в автосалон. Может, сможем получить новый счет со старым VIN-кодом.
– Вы знаете, а мы вам не можем дать новый счет. Эту машину уже продали.
Вот так поворот. Мою машину продали.
Оказалось, что менеджеры выдавали одинаковые VIN-коды сразу нескольким покупателям. И, возможно, поэтому мне в первый раз Евразийский и отказал в кредите. Еще неделю назад эту машину уже оформили, а я тут бегал по банкам, переживал.
На этот раз в автосалоне мне дали простой счет, без кода.
С ним бегу в Народный. И тут облом.
– Извините, нам сказали не оформлять кредиты на машины “Сары-Арка авто”.
– Почему?
– Нам не говорят.
– А “Хендай” вы одобряете?
– Одобряем.
Среда
Парковка автосалона “Hyundai” почти пустая. Внутри на выбор несколько машин. Самая подходящая – “Accent” за 7,6 миллиона тенге.
– Машин нет. Счет на оплату дать не могу, – сквозь зубы говорит менеджер. Видимо, достали его бишарашки-льготники.
– А когда сможете?
– Машины должны быть через 2–3 месяца. Я могу записать вас в очередь.
Удостоверение. Мои данные занесли в программу.
– Ваша очередь – 2 885. Вы звоните. Номер телефона возьмите на стойке, – он даже визитки не предложил. Точно достали.
– И когда моя очередь подойдет?
– Месяца через три-четыре. Может, через полгода.
В общем, непонятно, это очередь на все машины “Hyundai” или только на конкретную модель? Действует только в этом автосалоне? И никто не может объяснить, по каким правилам она живет и как скоро я смогу получить машину.
Суббота
Снова еду в автосалон “Chevrolet”.
– Вы можете сказать, когда у вас будут машины?
– Машины есть. Но на механике. Ее возьмете? Нет?
– Тогда хоть в очередь запишите?
– У нас нет очереди. У нас есть списки.
– И много там людей?
– У меня 20.
– А у ваших коллег?
– Не знаю. "Для кого это доступно?": казахстанцу навязали услуг на миллион тенге по льготному кредитованию
– А кто определяет очередность?
– Я всем буду звонить, как машина придет.
– Еще вопрос. “Cobalt” идет в пяти цветах. Я хочу красный.
– Цвет будет определяться наличием машин.
– То есть выбрать я не могу?!
– Вы можете отказаться, если нужного вам цвета не будет.
Помните, когда Генри Форд продавал дешевые “Ford-T”, он, чтобы снизить цену, закупал краску только одного цвета. А на все претензии покупателей отвечал: “Ваша машина может быть любого цвета, при условии, что это будет черный цвет”. Казахстанский Генри Форд еще не родился, но с цветом машины такая же беда.
АКАБ
– Да получите вы свою машину. Не переживайте. Осенью пойдут очередные поставки, – в беседе с “КАРАВАНОМ” представитель Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), который всё же не пожелал назвать свое имя, был благодушен. – Программа продолжается. 15 тысяч человек, которые получили автомобили первыми, уже в июне – июле сделают первые платежи. И эти деньги пойдут на финансирование кредитов для следующих покупателей.
Расчет такой: на 31 мая были одобрены 9 652 заявки, выдан 1 441 автомобиль. Еще 5 тысяч должны получить одобрение в июне. Банки рассматривают заявления на льготное автокредитование пачками. Поэтому такой разброс по цифрам.
Средний одобренный кредит – 7,5 миллиона тенге. Значит, средний платеж – 120 тысяч тенге в месяц. То есть уже в июле 240 человек смогут получить автокредит. В августе придет уже 15 240 платежей. Тогда кредит получат 243 человека. И так далее: в арифметической прогрессии сумма платежей будет расти, как и число возможных кредитов. Всего, по оценке Фонда развития промышленности, новые автомобили получат порядка 70 тысяч человек.
– Ну а что с нарушениями? Вы же видите, мы по ходу вносим изменения, – замечает представитель АКАБ. – Убрали требования о VIN-коде. Страховку теперь клиенты платят не за весь срок кредита, а только за год. Автосалоны выдавали один код нескольким клиентам? Может быть, это было 1–2 раза.
Там, где дефицит, появляются решалы
– Как всегда, правительство своими неумелыми действиями создало ажиотаж. Даже на таком благом деле, как программа льготного автокредитования, – возмущается депутат мажилиса Айкын КОНУРОВ. – Все решения участников программы непрозрачны. Несмотря на огромную сумму – 100 миллиардов тенге. И, как всегда, во время ажиотажа своим положением стали злоупотреблять, к игре подключились граждане. С людей требуют дополнительные выплаты за получение автомобиля, навязывают дополнительные услуги или опции.
Были случаи, когда за получение автомобиля просили скинуть на телефон 100 тысяч. Некоторые продавали свою очередь в автосалонах.
Многим людям поставили крест на покупке. Создали искусственную очередь. Потом уже, когда пошли скандалы, были приняты меры, которые исправили ситуацию. Правила игры поменялись во время реализации программы, что уже говорит о непродуманности проекта.
– У меня родственник машину купил, – продолжает депутат. – Простую “Ладу”, за наличные. Пришел в автосалон – машины как бы есть. Но в продаже их нет. Как так? А вы вон к тому парню подойдите, говорят. У него есть. А это другой менеджер автосалона. Каким-то чудесным образом он оказался владельцем 10 новеньких автомобилей. Цена договорная – на 100 тысяч больше, чем в автосалоне. Там, где появляется дефицит, там сразу появляются посредники-решалы.
P.S.
На днях позвонили из автосалона “Chevrolet”.
– Может быть, возьмете “Cobalt” на механике? Машины есть в наличии. Я всем своим клиентам звоню, предлагаю. Нет. Извините.
– А когда придет “Cobalt” на автомате?
– Осенью. Возможно, будет в сентябре.
Алматы