Куда увозят наших граждан? - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+2 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Куда увозят наших граждан?

Куда увозят наших граждан?

О миграции трудовых ресурсов, как естественном экономическом процессе было опубликовано уже большое количество статей, но проблема, которой посвящен этот материал - трафик людей из Казахстана в ближнее и дальнее зарубежье.

  • 18 Декабря 2003
  • 1451
Фото - Caravan.kz

Многие пытаются сравнивать нелегальную миграцию и трафик, что, на мой взгляд, является ошибочным мнением. Конечно, между трафиком и нелегальной миграцией населения есть связь, но эти процессы не идентичны.
Даже просто по определению трафик — это вывоз человека нелегальным либо легальным способом, с введением в заблуждение жертвы о предстоящей работе, с последующей насильственной эксплуатацией (фактически приравненная к рабству), причем жертве выплачивается незначительная заработная плата или ее нет.
Под нелегальной миграцией понимается неофициальная трудовая деятельность в другой социально-культурной среде (отличной от привычного места обитания), причем он (работник) всегда может вернуться домой, чего нельзя сказать о жертве трафика.
Казахстан, как и большинство республик Центральной Азии, является страной, из которой производится вывоз и транзит лиц, ставших жертвами трафика. Точных статистических данных о ежегодной численности жертв торговли людьми нет, однако, по мнению специалистов, эта цифра составляет не менее 5000 человек.
Какая возрастная группа является фокусной в процессе организации трафика?
В основном, организаторы трафика стремятся к вывозу молодых женщин в возрасте от подросткового до 20 лет. По данным Казахстанского кризисного центра для женщин и детей организаторы трафика обещают большинству женщин хорошую работу или оказание брачных услуг за рубежом.
Какие факторы могут способствовать росту интереса у населения к выезду в страны ближнего и дальнего зарубежья?
Во-первых, это психологический аспект, который заключается в невозможности или наличии серьезных проблем самоутверждения, самовыражения человека. И как следствие этого люди (в большинстве своем до 30 лет) становятся на стезю поисков своего места в жизни путем смены своего географического места обитания.
Во-вторых, социальный аспект, который затрагивает материальное благополучие граждан Казахстана. При этом нужно учитывать, что этот фактор является наиболее действенным для граждан трудоспособного возраста, имеющих обязательства перед членами своей семьи в обеспечении их необходимыми условиями для существования.
Это проблема, которая в дальнейшем может стать одним из определяющих факторов не только в Казахстане, но и во всех республиках бывшего СССР.
В-третьих, социальный статус, который становится актуальным для граждан Казахстана уже в подростковом возрасте. После окончания школы молодежь, в зависимости от возможностей своих родителей могут рассчитывать либо на обучение в престижном вузе, либо стать низкооплачиваемым работником одной из сфер сервисных услуг. При этом нужно учитывать, что психологически молодые люди не готовы смириться с окружающей их действительностью и пытаются найти выход из сложившейся ситуации. И этот выход не всегда имеет легальную основу.
Здесь не стоит упускать из внимания, что при квази-благополучии в социально-экономической сфере Казахстана происходит рост разрыва между наиболее богатыми и наиболее бедными слоями населения, причем той прослойки, которая могла быть связующим и стабилизирующим звеном между этими двумя группами наблюдается в очень ограниченном количестве.
Ни для кого не будет секретом утверждение, что трафик за рубеж стал носить организованный характер. Это достигается с помощью деятельности официально зарегистрированных организаций.
Какие организации можно привлечь в занятие этим незаконным видом деятельности?
Во-первых, это туристические фирмы, которые занимаются организацией путешествий граждан Казахстана, при этом им в большинстве своем не важно какие цели преследуют их клиенты, уезжая в страны дальнего или ближнего зарубежья с девушками и парнями не только не имеющими профессии, но и жизненного опыта.
А между тем в 2001 году повторно было узаконено требование обязательного лицензирования туристических фирм с целью выявления агентств, вовлеченных в трафик. При этом сотрудниками Генеральной прокуратуры были выявлены туристические фирмы, которые не смогли обеспечить возврат своих клиентов в Казахстан.
Во-вторых, всевозможные брачные агентства как местного, так и международного масштаба, в задачи которых входят организация встреч между потенциальным женихом и невестой. И в этом случае агентство не заинтересовано проявлять свой интерес к дальнейшей судьбе своих клиентов, так как никто не платит за мониторинг уже произведенных «сделок».
В-третьих, это международные агентства по трудоустройству, или другие организации, которые выдают себя за таковых. Здесь можно утверждать, что подобные организации имеют гораздо больший масштаб и объем работы по сравнению с другими конкурентами, так как здесь можно работать в «открытую» со своей клиентурой.
В-четвертых, криминальные структуры, которые оформляют выезд граждан Казахстана под разными видами визитов, начиная от путешествия (можно даже и свадебного) до служебной командировки, что при расширении географии организованной преступности и их партнерских связей с «коллегами» из стран ближнего и дальнего зарубежья не является чем-то непреодолимым.
На пятое место можно поставить различные организации, связанные с молодежной тематикой в таких направлениях развлекательная (конкурсы, в том числе и конкурсы красоты, фестивали, соревнования), так и образовательная сферы (учеба, курсы повышения квалификации, тренинги, семинары) и другие.
Завершает список как ни странно круг друзей, родственников.
В этом случае людей посылают на встречу с родственниками, проживающими в дальнем/ближнем зарубежье, на посещение могил близких и по иным причинам.
Что касается основной массы жертв трафика, то здесь значительную долю занимают те, кому отведена роль выполнения сексуальных услуг. Становится очевидным, что среди женщин, выехавших за границу, как легально, так и в качестве нелегальных трудовых мигрантов, подавляющая часть осознавала, что им придется заниматься коммерческим сексом, причем возможно под принуждением. При этом положение в странах проживания играло определяющую роль в принятии решения о перемене места работы, как в профессиональном, так и в географическом плане.
По данным общественной организации «Спасите Детей» (Save the Children), из стран бывшего СССР в наилучшем положении оказались жительницы Беларуси и Молдовы. Эти республики разделили 21 место в рейтинге. Россия оказалась на 24 месте, Казахстан — на 26-м, Кыргызстан, Украина и Узбекистан — на 32-м, Грузия — на 44-м, Азербайджан — на 47-м, Таджикистан — на 56-м.
Отсюда нетрудно сделать вывод о том, что чем ниже положение женщин в обществе, тем больше будет отмечаться фактов трафика из этих республик в страны с наиболее благоприятной ситуацией в этом направлении. Но и здесь нужно оговориться, что в большинстве случаев женский трафик больше связан с сексуальной эксплуатацией женщин, чем с их трудовой деятельностью связанной с их профессией. Здесь стоит отметить, что жертвами сексуальной эксплуатации становятся не только девушки, но и юноши.
География трафика казахстанских девушек и юношей не является оригинальной или отличной от других центрально-азиатских стран содружества.
Здесь уже на протяжении многих лет создались устоявшиеся пути переброски и места приема, «работы» жертв трафика. Так, согласно отчету по практике в области прав человека по странам, Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда Госдепартамента США, лица, ставшие жертвами трафика, вывозились в Объединенные Арабские Эмираты, Южную Корею, Турцию, Грецию, Кипр, Францию, Италию, Португалию, Швейцарию, Бельгию, Израиль и Албанию из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.
При этом пальму первенства в последние два-три года сохраняют Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Греция, Корея, и, как ни странно, Португалия.
В национальном законодательстве существуют меры предусматривающих привлечение к ответственности за похищение человека, незаконное лишение свободы, вербовку людей для эксплуатации, вовлечение в занятие проституцией.
Уголовный кодекс Республики Казахстан содержит ряд статей, например статью 128, которая относит найм лиц в целях сексуальной или другой эксплуатации к разряду противозаконных деяний.
Подобный вид преступной деятельности влечет за собой максимальное наказание в виде тюремного заключения сроком на 2 года. Но и здесь статья 128 Уголовного кодекса предусматривает ответственность только лишь за вывоз завербованных людей за пределы Казахстана для сексуальной или иной их эксплуатации, совершенный путем обмана, что является половинчатой мерой в борьбе с трафиком людей из Казахстана в другие страны. И, как следствие этого, раскрываемость по данной статье не является предметом гордости правоохранительных органов Казахстана.
Это подтверждает и официальная информация, по которой за вербовку людей для сексуальной или иной эксплуатации, совершенную путем обмана, в 2001 году к ответственности привлечено пять человек, в 2002-м — шесть, а с начала 2003 года — один человек.
Нужно отметить, что если в трафик вовлечены несовершеннолетние, то максимальное наказание составляет 5 лет тюремного заключения. А при наличии факта вывоза за рубеж эксплуатируемого лица, максимальное наказание составляет 8 лет лишения свободы.
Однако изменения, вносимые в законодательные акты, часто запаздывают, отстают от существующей действительности. Так в феврале 2002 года в Уголовный кодекс была введена статья 330, которая устанавливает запрет на организацию незаконной миграции через предоставление услуг транспорта и проживания или подготовку поддельных документов, а также предоставление других видов услуг для незаконного въезда, выезда или перемещения по территории страны. Справедливости ради нужно сказать, что уголовные преследования по указанным выше статьям Уголовного кодекса проводились редко.
Трудно определить, какой процент расследований по статье 271 (проституция, связанная с организованной преступностью), предусматривающей наказание до пяти лет тюремного заключения, имел отношение непосредственно к торговле людьми, поскольку правительство не ведет специальной статистики по трафику.
Однако до настоящего времени не урегулирован вопрос о введении уголовной ответственности за предоставление услуг по транзитной перевозке людей, сводничество и вывоз женщин за пределы Казахстана.
Становится очевидным, что трафик для Казахстана, впрочем, как и для всех республик бывшего СССР является реальностью, от которой нельзя отгородиться, утверждая, что ее у нас нет.
Конечно, можно утверждать, что трафик является следствием глобализации, в результате которой все отчетливее прослеживается пропасть между бедными и богатыми государствами. Но это только одна сторона медали, которая охватывает лишь межгосударственные отношения, но есть и другая сторона, которая показывает, что чем больше становится разница между классами богатых и бедных внутри государства, тем масштабнее будут проявляться подобные социальные опухоли на теле общественного организма.
И чем сильнее будет проявляться эта разница, тем большую популярность будет приобретать трафик, а его маршруты постоянно разрастаться.