– Вот сейчас откроется портал… Открывается… – наглядно демонстрировал депутатам работу “электронного правительства” председатель АИС Куанышбек Есекеев. Того, что сейчас “вылетит птичка”, избранники не ждали. Многие из них давно научились самостоятельно нажимать нужные кнопки и в эти самые порталы пытаются входить постоянно. Во всяком случае, альтернативный содокладчик председатель комитета по экономической реформе и региональному развитию Владимир Бобров изучил это поле досконально. Смотреть там, правда, пока нечего – пусто в нем и скучно. На распаханных “делянках” почти нет “посевов”. Министерства и ведомства не спешат с наполнением своих электронных страничек необходимой информацией, предпочитая хранить все в пыльных папках.
Да и кому этим заниматься, когда многие госслужащие с компьютером на “вы”, а часть руководителей ведомств вообще с ним дружат лишь через своих секретарей.
Так что контролировать наполняемость своих сайтов информацией практически некому. К тому же их имеют пока всего пять министерств. Но разговор компьютерным “ликбезом” не ограничился.
Речь шла о крайне низком уровне обеспечения населения услугами связи – всего 19,5 номера на 100 жителей, о высоких тарифах, “злых” ценах на мобильное сообщение, которые чувствительны даже для неплохой депутатской зарплаты.
Народные избранники долго слушали мудреные термины докладчика Куанышбека Есекеева о серверах, IT-проектах, веб-порталах, базах данных, альтернативных операторах и уникальных пользователях, но заморочить себя не дали и спросили напрямую, где деньги, 19 миллиардов, выделенных на “электронное правительство”? Сами же и ответили:
– Вот этот проект, прорывной проект в области информатизации, он сравним с проектом, получается, в канализацию. Все деньги туда ушли.
Потом, правда, большинством голосов решили, что агентством все же проделана “определенная работа”, не без недостатков, конечно. В правительство отправили свои рекомендации, а за дальнейшим расходованием бюджетных средств поручили приглядывать комитету по экономической реформе и региональному развитию. До 1 июня следующего года должна быть закончена телефонизация аулов, а до конца этого – доведен “до ума” проект “электронного правительства”.
На этой же неделе на пленарном заседании были приняты весьма важные для экономики страны поправки в Закон “О недрах и недропользовании”. Самое существенное: теперь могут быть пересмотрены условия принятых ранее контрактов “с целью восстановления экономических интересов Республики Казахстан в случае, если действия недропользователя в отношении участков недр, имеющих стратегическое значение, создают угрозу национальной безопасности”.
Хоть мажилисмены и открещиваются от того, что изменение закона и придание ему “обратной силы” связаны с Кашаганом и ведущимися сейчас по этому поводу переговорами, связь эта очевидна. После того как законопроект обретет статус полновесного закона, государство получит право на любые действия – от пересмотра контракта до отказа от его исполнения. Что крайне важно. Ведь некоторые контракты, как и Кашаганский, заключались в начале 90-х и были, скорее, похожи на брачные договоры при неравном браке. Сейчас, когда время заигрывания с инвесторами прошло, позиции страны упрочились, есть реальный шанс изменить прежние договоренности в пользу Казахстана. В Кашаганском контракте интерес страны был представлен на уровне “бедного родственника” – всего 8,33 процента доли в проекте и 10 процентов – в “прибыльной нефти”.
Наталия Буравцева, Астана