По официальным данным, в южной столице на сегодняшний день 728 КСК.
И работой очень многих из них жильцы недовольны. Деятельность КСК непрозрачна, и некоторые председатели злоупотребляют этим, считают они. Жители закидывают жалобами акиматы, но у чиновников нет правовых рычагов, чтобы влиять на деятельность КСК. Проблемы с КСК должны решать сами жильцы. Если вас не устраивает работа председателя, то по законодательству вы можете сместить его с поста и выбрать нового. Главное – заручиться согласием соседей по дому.
КСК создается на общем собрании жильцов, председателя выбирают, если его кандидатуру поддержали более 50 процентов всех жильцов. Далее необходимо зарегистрировать КСК в органах юстиции.
Большинство КСК объединяют несколько домов (иногда несколько десятков), ведь чем больше квартир, тем больше поступает целевых денег. Но при этом чем больше домов у КСК, тем больше возможности для различного рода злоупотреблений. Как правило, жильцы в таких крупных КСК не могут повлиять на ситуацию – им и собраться-то трудно. По словам представителей прокуратуры, каждое восьмое заявление, которое поступает к ним, связано с недобросовестной деятельностью КСК. На днях была завершена проверка 90 городских КСК. В результате были выявлены такие нарушения, как незаконное взимание пени, завышение платы на целевые расходы. На сегодняшний день рекомендуемая плата на целевые расходы составляет 11 тенге 38 тиынов за 1 квадратный метр жилья. И изменяться эта цифра может только решением общего собрания жильцов при стопроцентном их согласии.
Но на деле выяснилось, что мнением жильцов КСК почти не интересуются. В 63 КСК сумма была самовольно увеличена. В некоторых КСК берут с одного квадрата площади по 180 тенге! В случае неуплаты взимается пеня, хотя сотрудники КСК не имеют на это полномочий.
– Это незаконно, – ответили в прокуратуре, – согласно Закону “О жилищных отношениях”, при просрочке оплаты за каждый день идет пеня, после трех месяцев неуплаты взыскать сумму с жильца можно только в судебном порядке. Но в 51 КСК сами взимают долги. Бывает, председатели “путают” свой и общественный карман. Например, оплачивают свои штрафы за счет жильцов.
Были зафиксированы случаи самовольной распродажи площадей общего пользования. Председатель одного из алматинских КСК умудрился дважды продать один и тот же подвал. К слову, продавать подвалы и крыши не имеют права даже решением общего собрания. КСК решает только вопросы их эксплуатации.
Кстати, именно этим КСК отличается от кондоминиума. Кондоминиум – это уже юридическое лицо, которое вправе заниматься куплей-продажей общих территорий. Но пока алматинцы не проявляют особого рвения к созданию кондоминиумов.