Куда податься сироте? - Караван
  • $ 489.06
  • 536.21
+22 °C
Алматы
2024 Год
10 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Куда податься сироте?

Куда податься сироте?

Бывшие детдомовцы пополняют ряды бомжей. Не имея крыши над головой, они вынуждены скитаться на улице, искать место на теплотрассах и подъездах домов.

  • 1 Февраля 2008
  • 1602
Фото - Caravan.kz

Некоторых удается устроить в общежития при училищах, но этот временный приют не решает главной проблемы сирот. Вчерашним воспитанникам детских домов некуда идти, кроме как на улицу.
Единственный на всю Западно-Казахстанскую область дом юношества «Шанырак», призванный обеспечить бывших детдомовцев крышей над головой, не в состоянии принять всех. Он рассчитан всего на 111 человек. А из детского комплекса «Жас Даурен» ежегодно выпускается по 50-60 юношей и девушек, и все они должны жить в «Шаныраке».
Даже при большом желании такой поток людей разместить дом юношества не в состоянии. Потому, что старшие братья, то есть те, кто раньше занял здесь кровати и комнаты, не хотят выселяться и освобождать места для младших, являющихся такими же бездомными. Взять палку и выгнать их, у начальства дома не поднимается рука.
«Я не могут взять и выбросить их на улицу. Прежде, мы должны предоставить им равноценное жилье, так записано в законе. И если даже этих ребят по решению суда выселить, куда они пойдут?», — говорит заведующий домом юношества «Шанырак» Омирбай Калымбетов.
В детском доме Омирбай Рыспаевич работает около 25 лет, у него в трудовой книжке всего одна запись — «детский дом». Сегодняшних жильцов Шанырака он помнит совсем маленькими детьми, работал у них воспитателем, поэтому все они для него, как родные дети.
«Ребята приходят ко мне со всеми своими бедами и радостями, а к кому они еще пойдут. Мне их по-отечески жалко, но и поделать я ничего не могу», — отмечает он.
Государство предоставлять сиротам жилье не желает или не может, что впрочем, одно и то же. Сами они к условленному сроку, 23-м годам, когда приходит время освобождать стены «Шанырака», заработать на квартиру не в состоянии. На сегодня здесь проживают 53 бывших детдомовца, которым уже давно за …30.
Айнур Истаулеутова живет здесь с момента создания «Шанырака». За это время она успела обзавестись семьей, ребенком. Но заработанных денег хватает только на самое необходимое, откладывать, а уж тем более, купить квартиру молодая семья не может. «Я бы с удовольствием ушла отсюда, освободила место другим. Но мне некуда идти. А ипотеку я не потяну», — говорит Айнур.
В очереди на получение жилья от акимата бывшие детдомовцы стоят десятилетиями. Да что толку, сдвигов почти никаких.
Омирбай Калымбетов отмечает, что за 23 года его работы в детдоме только четыре воспитанника получили квартиры. Это произошло в 2005 году, в новом коммунальном доме, построенном по госпрограмме, четырем детдомовцам дали квартиры. И на этом все.
Остальные не прочь жить и в общежитии. Уже много лет рядом с Шаныраком пустует здание бывшей детдомовской столовой. Там нет ни окон, ни дверей. Но здание на балансе акимата, и этим все сказано. Руководство Шанырка много раз просило отремонтировать здание под общежитие. По самым скромным подсчетам, здесь можно было бы разместить порядка 60 юношей и девушек. «Но нам сказали, что его хотят отдать «Горсети» для создания гостиницы, так как в бюджете нет денег на ремонт», — говорит директор дома юношества.
А чтобы от них «отвязались», власти предложили выделить землю под строительство индивидуального жилья. Некий бизнесмен вызвался даже построить дома задешево, всего за 10-12 тысяч долларов каждый. Но все уперлось в деньги, коих у бедных сирот никогда не было. А банки второго уровня, как от прокаженных открещиваются от детдомовцев и категорически отказывают в предоставлении кредита. Они боятся, что детдомовцы не смогут 20 лет выплачивать заем.
Несколько лет назад серьезно встал вопрос о выселении лиц, которым перевалило за 23 года. Последние обошли все чиновничьи коридоры, даже в администрацию президента написали. И аким города вынужден был дать добро на дальнейшее их проживание, пока не будет предоставлено другое жилье. «Детдомовцы социально взрывоопасные. Они могут пойти куда угодно, и власть опасается их, говорит, пусть живут», — отмечает Калымбетов.
Руководство детского дома предлагает свой вариант. «Если бы в строящихся по стране домах, хотя бы по 1-2 квартиры выделяли детдомовцам, уже чувствовалось бы продвижение», — отмечает директор детского комплекса «Жас Даурен» Азамат Орынбасов.
Потому что говорить о строительстве специального общежития для детдомовцев в условиях, когда чиновники отбирают даже заброшенные здания столовых, не приходится. Тупик. И выхода пока нет.

Фото с сайта http://www.newizv.ru/