Огромные подземные убежища с сетью ходов имелись на крупных промышленных предприятиях. По словам бывшего работника свинцово-цинкового комбината Ермека ФАЙЗУЛЛАЕВА, один подземный ход пролегал от площадки свинцового завода до Дворца культуры металлургов. Другим рабочие цеха агломерации пользовались, чтобы ходить в столовую, расположенную в бывшем административно-бытовом корпусе.
– В 1970–80-х годах за этими сооружениями уже никто не следил, – рассказал пенсионер. – Там валялись какие-то кирпичи, поддоны. Мужики брали доски и по этим сходням спускались под землю, когда надо было сбегать на обед, а на улице был мороз или лил дождь.
Сегодня суровых надписей “бомбоубежище” на улицах Усть-Каменогорска нет. Вместо объектов гражданской обороны уже лет 30, как подвалы заняты разными бизнес-объектами – от пивбаров и магазинов до мастерских. В департаменте по чрезвычайным ситуациям Восточно-Казахстанской области на вопрос об укрытиях для населения ответили так: сведения о них являются закрытыми, их нельзя разглашать. “При необходимости предусмотрена система эвакуационных пунктов, – отметили в департаменте. – Людей могут собирать в определенных локациях и организованно эвакуировать в убежища. Они, как правило, расположены в районе крупных промышленных предприятий”.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК