Как попасть в гости к лидеру “ДДТ”?
– Жень, буквально через неделю состоится организованный вами концерт “Би-2”. А были ведь и другие рокеры… Почему именно рок? Астана ведь совсем не андеграундный город.
– Да, может, наш город и не рокерский, но я застал еще те времена, когда здесь выступали исполнители авторской музыки, в том числе – рока. И всегда хотелось принять в этом участие. Хотелось, чтобы наши люди помнили о том, кто такие “Пятый угол”, “Манекены” и другие. Так и стал организатором концертов. Первые проходили на 30–40 человек, но мне и то было за радость. Чуть раньше сформировалась кабачная индустрия – так называемая живая музыка в общепите, и астанинский рок, по сути, перестал существовать.
Потому что все, кто хоть как-то научился играть на инструментах, стали придерживаться такой концепции: зачем напрягаться и что-то выдумывать самому, если можно просто переиграть кого-то и за это еще и денег дадут?
В городе есть талантливые ребята, которые способны выдавать качественную музыку. У меня уже давно есть в голове идея сделать концерт какой-нибудь нашей рок-группы с симфоническим оркестром. Например, тот же “Пятый угол”. У них очень глубокие тексты и интересная подача, которая “цепляет” и молодежь, и поколение постарше. Пока музыканты боятся такого выступления, но, думаю, это вопрос времени.
– Но вы же больше концерты россиян организуете? Какие они, русские рокеры?
– Разные. Были, конечно, и те, кто очень сильно удивил в хорошем смысле. Например, лидер группы “ДДТ” Юрий Шевчук. Для меня это эталон воспитанности, уважения и душевности.
В прошлом году мы делали им концерт, так после разговорились, он узнал, что я никогда не был в Санкт-Петербурге, и просто пригласил в гости. Дал свой личный мобильный.
Для меня это что-то нереальное – человек-легенда, в первый раз меня видит, но вот так запросто общается, в гости зовет, номер свой оставляет…
Через пару месяцев таки поехали с друзьями в Питер. Менеджеры группы нас встретили, разместили в апартаментах “Арт-центра”, мы сходили в студию, где записываются “ДДТ”, погуляли с ними по городу. Почти десять дней там были, как у родных: с нас даже за жилье деньги отказались брать, каждый день куда-то водили.
Вадим Самойлов, который в апреле снова приезжает к нам с туром, посвященным 30-летию группы “Агата Кристи”, очень запомнился.
В 2015 году он выступал во дворце “Жастар”. После концерта возле здания собрались человек 300–400 фанатов, которые хотели увидеть его, сделать фото, получить автограф. И Вадим вышел к этой толпе, очень долго с ними был, фотографировался, общался. Такую любовь и уважение к публике видел впервые.
Почему рокеры не любят Казахстан
– А из негативного что можете вспомнить?
– У нас был печальный опыт с группой “Пикник” в прошлом году. Выступление изначально было запланировано на апрель, но потом артисты попали в аварию, пришлось перенести на сентябрь. Самое печальное – пошли очень большие возвраты билетов. Часть, которая вернулась в кассу, так никто и не выкупил. В итоге незадолго до концерта мы понимаем, что вместо 800 запланированных мест у нас продано всего 350. Мы менеджерам артистов объяснили ситуацию и очень попросили хотя бы немного понизить гонорар. Но они отказались.
Сказали, что, раз продажи такие низкие, они вообще не приедут. Пришлось отменять.
Было очень обидно, потому что мы вошли в их положение, а они в наше – нет. Тем более в Караганде концерт был, то есть артистам надо было проехать всего 200 километров, чтобы выступить. Стоит “коза” рогатая: алматинскому рок-клубу исполнилось 30 лет
– Иногда складывается впечатление, что российскими рокерами наш город рассматривается как какая-то провинция, не заслуживающая особого внимания. Вот, например, летом был рок-фест, хедлайнером которого выступали “Звери”. Многие до сих пор не верят, что на сцене действительно был Рома Зверь: лица не видно, постов о посещении Астаны ни он, ни группа в соцсетях не делали…
– Это был он, могу заверить. Мы не были организаторами того концерта, но все равно общаемся друг с другом. Просто в этом туре вот такая сценография и такой свет были, что лица солиста практически не видно. Что до соцсетей, то это тоже особенность этикета: на своих страницах артисты анонсируют и показывают сольные концерты, фестивальный формат для большинства – это потоковый заработок: они приезжают, споют пару песен и, не задерживаясь, едут дальше.
В целом же о провинциальности Астаны сейчас уже почти никто не говорит. Да, у многих, кто приезжал сюда лет 8–10 назад, осталось от города не вполне позитивное впечатление, потому что были проблемы со звуком. Да что там.
Земфира, которую я очень хочу привезти к нам с сольником, ни в какую не хочет ехать в Казахстан. По слухам, всему виной 2012 год.
Она приезжала в Алматы, были просто адские проблемы со звуком – он “гулял”, ничего не было слышно, и певица осталась очень недовольна своим выступлением и работой организаторов. Говорят, что такие проблемы случились потому, что аппаратное оборудование пришлось менять буквально накануне концерта, – выяснилось, что уже привезенное не подходит.
Похожая история была с “ДДТ”. Они не хотели к нам ехать от слова “совсем”. В Казахстане в 2012 году их концерты состоялись, но были ужасно организованы. Потом приезжали на “Нашествие” под Алматы. Там тоже практически ничего не было по райдеру, причем по техническому. Между группами были заминки в 1,5 часа. Причем даже музыка не играла. Естественно, люди уставали на жаре, и отдачи от публики было мало.
Когда мы начали вести с ними переговоры, нам ответили: “Юрий Шевчук не хочет работать с непрофессионалами”. Нас это очень сильно задело, я решил во что бы то ни стало привезти их и заставить поменять мнение о Казахстане. В итоге переговоры вели через московского организатора, чтобы Шевчук согласился. Чем закончилось всё, я уже говорил.
Но второй раз я пока везти его не готов: на прошлый концерт зал на 3 500 зрителей собрал 2 500 человек. Привозить артиста такого уровня и расстраивать его полупустым залом я больше не хочу.
Бухло для “Сплинов” и тортик для “Зверей”
– У кого из артистов самый безумный райдер?
– В данный момент – “Би-2”. У них требований на страниц тридцать, расписано все до мелочей: сколько и чего должно быть в гримерках, кофе-машины в номерах отеля, эксклюзивный чай в немереных количествах. У “ДДТ” тоже был обширный райдер. Обыватель, если почитает, конечно, удивится. Но я уже привык, если честно. Хотя иногда возникают сложности.
Вот, например, года три назад привозили “Сплин”. У них одно из требований – яблочный сидр. Что это такое, я на тот момент не знал. Но, как скоро выяснил, найти его в Астане было нереально. Я сам объездил все элитные супермаркеты, магазины – нигде нет. В самый последний момент нашел одну бутылку в специализированном алкогольном магазине. Там было две бутылки разного сидра, одна подходила по райдеру, другая – нет, но я на радостях обе взял. А что делать?
–Так важно выполнить все пункты райдера?
– Очень. Если хотя бы один пункт не будет исполнен, артисты могут отказаться выступать.
Вот, например, привезли мы как-то “Зверей”. Вроде все поставили по райдеру. А там один из пунктов – чизкейк. Не знаю, то ли повара астанинские не знали, как его готовить, то ли что…
Но тур-менеджер проверяет список, доходит до этого чизкейка – и в позу: “Это не чизкейк, а торт. Пока в гримерке не будет именно чизкейка, артисты в нее не зайдут!”.
А концерт, вообще-то, через час. Пришлось экстренно по телефону искать чизкейк, упрашивать, чтобы срочно привезли. А тур-менеджер будто издевается: либо в течение 15 минут полное исполнение райдера, либо концерта не будет. Успели. Эти ласковые и нежные “Звери”!
Технический райдер тоже бывает очень сложным. Вот хапнули с “ДДТ”: ни одна казахстанская компания не была готова выполнить все их требования по свету и звуку. Менеджеры компании посоветовали искать прокатчиков в России. Ближайшие, способные исполнить все требования, оказались в Барнауле.
“Или мне билеты – или тебе проблемы”
– А я думала, что артисты со своим оборудованием ездят…
– И так бывает. Но это не личное их оборудование, мы заключаем отдельный договор с прокатной компанией. Тут тоже есть свои нюансы. Например, когда в прошлом году приезжали “Руки вверх!”, мы нанимали для фур с оборудованием вооруженное сопровождение. Потому что, оказывается, на наших дорогах есть такое явление, как рэкет.
Это я уже не говорю о том, что нашим комиссиям, которые принимают концертные площадки (смотрят, как все развешано, надежно ли закреплено и так далее), иногда не хватает российского сертификата, они начинают требовать казахстанский. А прокатной российской фирме, естественно, заморачиваться и дважды проходить одну и ту же процедуру не хочется.
– Взятки даете?
– Иногда просят. Бывает, пугают по-разному спецслужбы. В основном хотят бесплатных билетов, когда отказываешь, начинают пугать. Был, например, один, который угрожал мне на концерт муляж бомбы подбросить. Я уже психанул, говорю: “Давай! Только учти, у меня все твои данные есть, переписку сохраню и заявлю на тебя”. Отстал.
Госорганы вообще часто наглеют: просят билетик, потом два, а потом десять и более.
По-моему, так немного странная политика: если я все билеты раздам, то на что потом существовать буду?
Просто такая сильная любовь
– А, вообще, на организации концертов в Астане много можно заработать?
– Смотря на каких. На рокерских – хорошо, если в ноль выходишь. С самых успешных, может быть, полмиллиона на премии сотрудникам остается. Потому что у них очень серьезные требования по звуку, большая команда, которую надо привезти, разместить и накормить. Плюс не такая обширная у рок-музыки аудитория в Астане. Поэтому мы пару лет назад решили расширить линейку: начали возить поп-исполнителей, шоу-балет “Тодес”, стендап…
С попсой проще. Всегда аншлаг.
Случай расскажу. Спешил осенью на концерт Бутусова, под знак нечаянно проскочил. Гаишник меня останавливает, начинает спрашивать, кто я и куда спешу. Объясняю, что опаздываю на концерт, который сам же и организую. Спрашивает, чей концерт, я сказал. И тут он, мужик лет сорока: “А кто это?”. Напомнил ему про фильм “Брат-2”. Фильм, говорит, несколько раз смотрел, но музыку не помнит. Стал меня спрашивать, какие еще концерты делаю. А там буквально через месяц “Руки вверх!” были. Их он знал. Попросил два билета на Жукова и отпустил. На том и спасибо. “Караван” ностальгирует о казахстанских музыкальных звездах 90-х, и не только
– А зачем тогда это всё?
– Мне это нравится. Это просто непередаваемое ощущение, когда в твой родной город приезжает любимый артист. Причем не просто приезжает, это ты сам его привозишь.
Для меня каждый концерт, когда народ уже в едином порыве песни поет, это новая высота. Гордость и радость такие, что ком в горле встает.
Вот, собственно, ради этого и работаю.
АСТАНА