Редакционная почта буквально завалена письмами отчаяния с приложением пухлых папок с судебными документами. Большинство историй – как под копирку. Граждане приобретают земельные участки, дома, квартиры, дачи – при этом, проверяя подлинность документов, берут справки в ЦОНе об отсутствии обременений и подтверждении правопринадлежности документов продавцу. Удостоверяют сделки у нотариусов, делающих отметки о проверке объектов по так называемому алфавиту запрещений.
А потом неожиданно предстают перед судом в качестве ответчиков по искам лиц, которые по различным причинам длительное время не заявляли о себе как о собственниках недвижимого имущества, вдруг ставшего спорным, или забывших своевременно зарегистрировать право собственности на него. Да мало ли какие причины еще могут всплыть…
И погрязают суды в исках, которые занимают уйму времени, на которые тратятся бюджетные деньги, а проблема остается нерешенной. Почему?
Да потому, что главные герои подобных историй остаются за кулисами – речь идет о чиновниках органов юстиции, управлений земельных отношений и других госорганов, которые своими незаконными действиями допустили ситуацию, когда объекты недвижимости, имеющие сомнительную юридическую судьбу, стали доступными для купли-продажи. Ведь именно эти ведомства должны стоять на страже того, чтобы граждане покупали друг у друга только легальное имущество, прошедшее государственную регистрацию. То есть человек не должен сам проверять, что было с таким имуществом раньше. Если на момент его приобретения с документами и самим имуществом все в порядке, значит, государство должно гарантировать гражданину, что и проблем у него не будет.
Практически во всех таких историях люди видят корень своих бед только друг в друге и не адресуют свои претензии госорганам и ведомствам, изначально допустившим такую ситуацию. Суды тоже не сильно стремятся привлекать чиновников к участию в рассмотрении таких дел, хотя право у них такое есть.
Впрочем, как отмечают сами судьи, вызвать в суд сотрудников органов юстиции, судебных исполнителей, сотрудников акимата – практически неразрешимое препятствие для суда. И если уж такие органы не уважают суд, по сути, игнорируя его, то уж с гражданами они и вовсе церемониться не будут. И прекратить такую порочную практику можно только в том случае, если суд докажет наконец-то свою беспристрастность и научит уважать закон прежде всего тех, кто своими халатными, а может, и коррупционными действиями нарушает права и законные интересы граждан. А если еще и ущерб в пользу потерпевших будет взыскиваться с чиновников в лице профильных министерств и ведомств – тогда и историй таких станет меньше.