Кто понял жизнь, тот не торопится
Проблема Иртыша возникла не сегодня и не на пустом месте. С территории КНР берут начало 23 реки, протекающие и по территории Казахстана. Там давно и остро стоит вопрос: как напоить огромную страну? Село требует воды для полива, нефтяники — для добычи нефти. Да и климат не ахти: то засуха, то наводнение. Ставка делается на крупные реки. К примеру, Иртыш — одна из крупнейших рек континента — способен хотя бы отчасти решить водные проблемы Китая. Правда, китайская сторона здесь блюдет свои собственные интересы, совсем не задумываясь о том, какой ущерб могут нанести ее решения странам, что расположены ниже по течению.
На протяжении нескольких лет, пока китайцы строили канал и явно оттягивали переговоры с Казахстаном, экологи били во все колокола — не то что 20, но и 5-6 процентов вод, которые будет забирать канал, губительны для всего региона.
Однако сегодня председатель комитета по водным ресурсам Министерства природных ресурсов и окружающей среды РК Аманбек Рамазанов не склонен драматизировать ситуацию:
— Канал Иртыш-Карамай и плотина построены и даже эксплуатируются. Правда, пока на четверть своей мощности. Но особой угрозы нет. В прошлом году мы побывали на построенных объектах в КНР, видели гидропосты, где установлены приборы-замеры используемой воды. Все в допустимых пределах. Ведь канал находится в верховьях Иртыша, где берет начало лишь треть вод реки. А затем реку пополняют боковые притоки.
— А у вас не вызывает опасения, что Китай до сих пор не подписался под Хельсинской конвенцией о совместном использовании трансграничных рек?
— Да практически все государства, откуда берут начало трансграничные реки, не спешат подписаться под этой конвенцией. Казахстан — единственное государство в Центральной Азии, которое сделало это. Но вся беда в том, что практически все трансграничные реки берут начало не у нас, а у соседей — в Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане. Та же Российская Федерация не спешит подписываться под конвенцией, а ведь на ее территории начинаются реки Урал и Тобол, которые питают и казахстанские земли.
В Китае чихнут, в Антарктиде — отзовется
Доцент кафедры гидрологии суши КазГУ Касым Дускаев вполне может представить катастрофу, которая разразится при неразумном использовании вод спорной реки:
— Китай заявил, что ближайшие 20 лет будет черпать из Иртыша не более 1 кубического километра воды. Но водные ресурсы имеют одну особенность — они очень изменчивы. Бывают многоводные годы, случаются и маловодные. Так вот, такой же забор воды в маловодные годы будет опустошать Иртыш на 30-40 процентов. Эти цифры пугают не только специалиста. И потом, в последние годы наблюдается снижение стока реки до 5 кубокилометров ежегодно. Так что дополнительное использование реки в сельском хозяйстве или при добыче нефти одной страной может обернуться катастрофой для всех прибрежных государств.
Представьте на минутку, что из-за нехватки воды может погибнуть озеро Зайсан, куда впадает Иртыш. Красивейший водоем превратится в болото, погибнет рыба, исчезнет ондатра. Да и река станет грязнее в несколько раз. Остановится целый каскад гидроэлектростанций на Иртыше. К тому же для Центрального Казахстана — это основной источник питьевой воды. А если крупнейшие казахстанские предприятия (Казцинк, Ульбинский металлургический комбинат) станут сливать промышленные отходы в обмелевшую реку? Не так давно Иртыш считался одной из самых чистых рек планет, но уже сегодня пить из нее не советуют. Что нас ждет завтра?
Проблема Иртыша — создает угрозу не только нашей стране, но и всей планете. Иртыш впадает в Обь, а та — в Ледовитый океан. А значит, воды Иртыша могут стать потенциальным источником загрязнения Мирового океана. Весь мир одно целое, а потому на одном его конце чихнут, на другом — эхо отзовется.
Черная метка для Балхаша
Переговоры между Казахстаном и Китаем тянутся вот уже три года. За это время Китай справился со стройкой века, канал Иртыш-Карамай работает на китайские нужды. Никто его не закроет, договариваться теперь можно лишь об объемах забираемой воды из реки. Гидрологи настоятельно советуют сделать точные расчеты: что произойдет, если Иртыш обмелеет на 5 или даже на 20 процентов, чтобы с полным правом говорить о надвигающейся катастрофе. Нужны альтернативные варианты, которые заинтересовали бы и наших оппонентов. Та же переправка грузов по Иртышу.
В любом случае, не прозевать бы и на этот раз. Ведь одному Иртышу водные проблемы Китая не по плечу. Потому-то соседи строят новые планы об очередном канале, соединившем бы Таримский район КНР с рекой Или. Казахстанские власти пока не знакомы с проектом, но уже опасаются его последствий. Водозабор в 10-15 процентов из этой реки приведет, по мнению специалистов, к экологической катастрофе в Или-Балхашском бассейне. Здесь, кстати, проживает примерно шестая часть казахстанцев и работает пятая часть промышленных предприятий республики. Надеяться на то, что новый водоканал будет скромным в своих запросах, не приходится. Тянуть его на многие километры через горы и тратить огромные финансы ради пары сотен миллионов кубометров никто не будет. Экологи уже предсказывают, что ситуация на Балхаше будет развиваться по аральскому сценарию…