А вот профессия башмачника как всегда в цене. Мало того, существует мнение, что сапожник или портной — из тех профессий, которым финансовый кризис только на руку.
Сам себе мастер
Действительно, если раньше изношенную пару сапог или туфель легче было выбросить и пойти в магазин за обновками, то теперь большие траты многим не по карману. Таким образом, логично вычислить, что во время кризиса должны нажиться портные, телемастера, специалисты по ремонту сотовых телефонов и прочие мастера на все руки.
Между тем нескончаемых очередей в ремонтно-чинильных сервисах в Петропавловске пока не наблюдают: то ли североказахстанцы не так туго затянули пояса, то ли денег нет совсем. Даже на ремонт…
«С началом весны у нас всегда становится больше клиентов, — отмечает Леонид Никифоров, сапожник с 10-летним стажем, — но какого-то ажиотажа, чтобы было резкое увеличение заказов — нет. Я не экономист, предсказывать не берусь, как будет дальше, но думаю, что те, кто год назад покупал сапоги за 100 тысяч — к нам не придет даже в самый жуткий кризис. А кто покупает обувь подешевле — некоторых я помню в лицо и знаю по именам, такие к нам 3-4 раза в год с каждой парой обуви заглядывают: осенью каблуки подбить, да подошву подшить, а весной легкую обувь обновить».
Между тем в департаменте занятости по СКО отмечают, что на рынке труда все больше становится соискателей, желающих переобучиться на вышеозначенные «антикризисные» профессии, причем некоторые граждане меняют свои профессиональные качество крайне кардинально: был экономистом в банке, стал электромонтером или сантехником. Возможно, граждане рассчитывают применить познания в личном хозяйстве — тоже, как никак экономия…
Не заметил резкого увеличения клиентов и мастер по ремонту сотовых телефонов Игорь Самойленко. «Самое удивительно, что именно следуя такой логике, мы полгода назад открыли точку по ремонту, — улыбается Игорь, — нам даже в банке кредит выдали довольно быстро — их аналитик полностью согласился с нашим бизнес-планом, где мы указывали на то, что ремонт будет в большем спросе, чем покупка. Но ничего подобного не случилось. Мы в целом работаем в прибыль, ежемесячно платим с партнером кредит, но большого ажиотажа нет. В середине января у нас была очень прибыльная неделя, когда клиентов было почти в три раза больше, чем в другие недели, и мы уже было подумали, что наш расчет сработал. Однако вскоре поток клиентов вернулся к норме. Думаю, это было вызвано тем, что наш ближайший конкурент закрыл точку».
К слову сказать, кредитный эксперт одного из петропавловских банков Марина Алимова отмечает, что, начиная с августа прошлого года, интересы граждан, желающих организовать с помощью кредитования малый бизнес кардинально поменялись.
«Если раньше большая часть просителей кредита указывали виды деятельности, связанные с куплей-продажей, ремонтом квартир, — рассказывает Марина, — были даже бизнес-планы по организации доставки пиццы и свежих раков, или например «добрая служба» — которая должна была будить граждан и создавать им хорошее настроение на весь день, то сейчас конечно все заявки довольно практичны. И организация различных «ремонтов» или, например, перетяжки мебели — одна из основных категорий в кредитных анкетах. Количество таких заявок в нашем банке увеличилось примерно на 30-40%».
Будущее за поваром и точильщиком?
Ликвидацией цветочного киоска заоконное пространство не ограничилось: в начале февраля закрылась небольшая пиццерия и магазин по продаже нижнего белья. Но помещения пустовали недолго: бельевой магазинчик стал ломбардом, а пиццерия превратилась в секонд-хенд. Спустя неделю на крыльце расположенного тут же «Салона красоты» высокий мужчина собственноручно — очевидно так же из экономии средств — менял вывеску на «изготовление ключей, заточка ножей». Немногочисленной публике, собравшейся поглазеть, как остатки яркой вывески падают на землю, мужчина бодро рассказывал, что давно хотел отказать в аренде «маникюрщицам»: «Я ведь их предупреждал, парикмахерских в нашем районе много. Вот, не смогли расплатиться даже за март!». Из дальнейшего повествования следовало, что новый бизнес — хорошо забытая старая профессия владельца помещения, и как он надеется — куда более прибыльная, чем «какая-то парикмахерская».
Надежды «ключника» неожиданно получили подтверждение в словах банковского экономиста Алексея Тихомирова: «Вполне возможно, что в результате сложившейся ситуации, представители таких вот профессий смогут добиться процветания. По крайней мере, очень логично предположить, что вместо покупки новых ножей, или скажем, вилок, вы пойдете их подточить. Естественно, что необходимость сократить расходы у женщин выразится в том, что они реже станут пользоваться услугами мастеров маникюра, массажа, окраски и укладки волос и так далее. Правда делать из этого вывод, что расцветет бизнес по продаже маникюрных принадлежностей, способствующих домашнему «производству» — я бы не стал. Зато почти со стопроцентной вероятностью можно предсказать, что в ближайшее время вверх пойдут доходы скупщиков, владельцев ломбардов и соответственно комиссионных магазинов: когда кончаются деньги, граждане неизменно пользуются имуществом, которое можно заложить… к сожалению, как правило это имущество потом не выкупается. Ломбарды, принадлежащие нашему банку, в период с середины декабря ощущают значительное увеличение потока клиентов».
Каждое утро может начаться новыми вывесками за нашим окном, благо еще есть что менять: ювелирный салон, секс-шоп и «салон креативной мысли». Вполне вероятно, что вместо них в скором времени появится ателье по пошиву носок и перчаток или общественная столовая — где питаться точно будет дешевле, чем в многочисленных ресторанах и кафе.
А значит, антикризисными профессиями можно будет назвать швей и поваров…
Фото с сайта http://www.ru-boss.com