Кто сказал, что на юге плохо учат? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-7 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто сказал, что на юге плохо учат?

Кто сказал, что на юге плохо учат?

Республиканский рейтинг лучших вузов республики выявил лидерство южно-казахстанских учебных заведений.

  • 28 Июля 2006
  • 1291
Фото - Caravan.kz

Почетное третье место (после КазНУ им. Аль-Фараби и Евразийского нацуниверситета Гумилева) занял Южно-Казахстанский государственный университет им. Ауэзова, поделив его с Карагандинским госуниверситетом им. Е. Букетова.
Дабы никто нас не заподозрил нас в скрытой рекламе ВУЗов накануне вступительных экзаменов, предлагаем вашему вниманию наш разговор с «бронзовыми призерами» рейтинга — но лишь о самом рейтинге.
— Еще лет пять назад в объявлениях о вакансиях на работу, нередко можно было встретить такой текст: «Требуются специалисты. Выпускников южных ВУЗов просьба не беспокоиться», — говорит ректор ЮКГУ им. Ауэзова Уалихан Казыкеевич Бишембаев. Считалось, что на юге образования попросту нет — здесь дипломы покупаются либо за деньги, либо выдаются по блату. Конечно, каждый ВУЗ должен доказывать свою состоятельность прежде всего своими выпускниками — высококлассными специалистами, умеющим работать, осваивать и внедрять новые технологии, добиваться высоких результатов на своих рабочих местах.
Но в то же время республиканский рейтинг ВУЗов — это, бесспорно, еще один объективный взгляд на качество учебного заведения, и игнорировать его просто нельзя.
Идея проводить рейтинг учебных заведений зародилась не вчера. Среди университетов Европы и Америки — это давняя традиция. Однако именно из-за, нередко, вековой истории определения европейских и американских учебных рейтингов, механизм их реализации невозможно было взять да скопировать на бывшем постсоветском пространстве.
В Казахстане уже лет пять те или иные компании, занимающиеся социальными исследованиями, пытались провести рейтинги ВУЗов, однако их оценки, как правило, оставались вне поля зрения официальных структур минобраза, их в лучшем случае игнорировали, а то и просто оспаривали ВУЗы, оказавшиеся по результатам исследований, в аутсайдерах.
Тем не менее, в прошлом году уже был проведен первый, вполне официальный рейтинг высших учебных заведений, заказчиком которого выступало Министерство образования и науки, а исполнителем — институт сравнительных социальных исследований «ЦЕССИ-Казахстан».
В этом году рейтинг среди казахстанских ВУЗов определял национальный аккредитационный центр Министерства образования и науки.
О своем желании участвовать в конкурсе заявили 112 ВУЗов из 160 работающих в стране.
Показатель качества, на котором основывался рейтинг, складывался из трех категорий, группировавшихся следующим образом.
На первом месте была отражена материально-техническая база, включающая научно-исследовательские, инновационные и учебно-лабораторные мощности, профессорско-преподавательский состав (имеющиеся здесь научные регалии и звания), уровень научно-исследовательской работы, проводимой в ВУЗе, финансирование научной работы и учебного процесса, качественный состав студентов (в том числе количество иностранных граждан, пожелавших учиться в казахстанском ВУЗе), привлекательность вуза и результаты обучения, социально-культурная база, международные связи и пр. Всего в данной категории рассматривалось свыше 40 показателей.
Вторым критерием выступало мнение самих студентов и преподавателей о собственном ВУЗе. Причем, в данном случае показательным было именно то, насколько критично и требовательно относятся студенты и профессорско-преподавательский состав к возможности учиться и работать в данном ВУЗе. Похвальба и дифирамбы могли в этом случае вообще испортить оценку ВУЗа, тем более, что исследования проводились сугубо конфиденциально и анонимно, фиксируя лишь «местообитание» респондента.
Третий фактор строился на отзывах представителей различных социальных слоев об уровне подготовки выпускников того или иного ВУЗа и института.
Здесь главным образом опрашивались представители государственных структур, научная интеллигенция, руководители коммерческих и промышленных предприятий. Т.е. те круги, которые и являются непосредственными потребителями «товара», выпускаемого учебными заведениями.
И здесь вопрос о возможной субъективности из-за того же «землячества» или «патриотизма» к своей альма-матер в ответах респондентов, решался исключительно просто — у респондентов интересовались — готовы ли они принять на работу выпускников упоминаемых ими ВУЗов.
Сложив и просчитав все показатели, комиссия Национально-аккредитационного центра Минобраза (компетентность которой в данном вопросе на сегодняшний день в Казахстане вряд ли кто сможет оспаривать), составила республиканский рейтинг 2006 года, назвав лучшие ВУЗы страны и, естественно, середнячков и аутсайдеров.
Хотя в отношении последних вопрос о «худшести» не стоит. Рейтинг ВУЗов следует рассматривать скорее как направляющий вектор в деле повышения качества работы ВУЗов.
— Сейчас, когда технология проведения учебных рейтингов более менее определена, каждый ВУЗ поймет в чем следует наращивать свои темпы, за что бороться, к чему стремиться, — говорит У. Бишембаев. — То есть борьба за рейтинг в будущем будет гораздо острее, напряженнее.
Поэтому лично для нашего университета сейчас стоит задача удержаться в будущем году на третьем месте (хотя в прошлогоднем рейтинге мы заняли четвертое).
Но в целом, учитывая, что мы все-таки не столичный ВУЗ, (а столиц у нас сейчас две!), я допускаю, что в будущем придется уступить место в тройке лидеров. Но в пятерке лучших университетов Казахстана ЮКГУ, я уверен, будет оставаться всегда.