С 2012 года усыновление казахстанских детей гражданами США приостановлено – после ряда резонансных случаев и отсутствия постусыновительных отчетов со стороны американских властей.
Между тем в американских семьях проживает 6 тысяч 600 детей, вывезенных приемными родителями из нашей страны.
Но в начале 2000-х годов усыновление иностранцами наших детей превратилось в “беби-бум”. Одна моя знакомая, назовем ее Светлана, несколько лет работала в гостинице, где останавливались усыновители из США, стран Европы. С ее слов, к ним приходили сотрудники посреднических фирм, торговались с будущими родителями, словно на базаре, за любую помощь.
Надо отдать должное иностранцам – они не боялись усыновлять малышей с врожденным сифилисом, гепатитом, энцефалопатией, заячьей губой, ДЦП, косоглазием, разными болячками, на которые с ужасом смотрели потенциальные казахстанские родители.
“Сифилис – это не смертельная болезнь!” – запомнила она фразу одной из американских мамаш. Многих усыновленных детей родители поставили на ноги. Но почему чуть ли не каждую неделю приезжали пары, многие из которых вполне могли родить собственных детей? Ответ насторожил знакомую: в Казахстане эта процедура стоит дешевле, чем в других странах. К тому же посредники всегда могут “договориться” с руководством детдомов, комиссиями по усыновлению. Ну а усыновителей на родине ждут некие поблажки в налогообложении.
Помню, Светлана рассказывала об одной странной паре, усыновившей мальчика. У супруги были проблемы со здоровьем, она пачками глотала таблетки, а вечерами из номера иностранцев доносились вопли… В холод ребенок сидел на полу в одних памперсах, а на ужин ему давали консервированный горох, что привело в ужас мою знакомую, привыкшую готовить детям пюре, котлеты на пару, каши…
– Некоторые мамы вообще не умели обращаться с детьми, и мы задавались вопросом: зачем им наши малыши? Все ли мамы, папы психически здоровы? Если честно, предполагали самое худшее – вдруг детей вывозят и продают потом на органы? – на эмоциях рассказывала женщина.
Прекрасно понимаю, американская трагедия могла произойти и в Казахстане. Ведь были случаи, когда родители выбрасывали родных детей из окон, избивали до смерти. Но если здесь толком не могут проследить, что творится в семьях, то сделать это в другом государстве практически невозможно.
Интересно, судьба всех казахстанцев, усыновленных пять, десять, пятнадцать лет назад, до принятия нового Кодекса о браке и семье, известна посольствам Казахстана, МИДу, министерству труда и социальной защиты, минобразования? Очень хотелось бы получить обнадеживающий ответ и конкретную статистику…
Алматы