Только немой и ленивый не критиковал программу переселения граждан из трудоизбыточных южных регионов в северные области Казахстана, где уже лет 15-20 дефицит рабочих рук. В мажилисе этот вопрос периодически теребили за слабые места. Но как-то не очень энергично. А деньги потратили на этот проект сумасшедшие. Где результат?
В конце февраля спикер сената Маулен Ашимбаев наконец-то высказался о низкой эффективности проекта. Он отметил, что население на «северах» сокращается, на «югах», наоборот – растет. Но трудовой десант безработных из Туркестанской, Жамбылской, Кызылординской, Алматинской и области Жетысу не спешит высаживаться на местах новой дислокации. Почему?
Похоже, тут все просто: программа есть, а механизм ее реализации «смазали» только деньгами из республиканского и частью региональных бюджетов. Глава верхней палаты парламента сказал, что «надо найти новые инструменты для стимулирования миграции с юга на север». И что «демографическая политика должна быть встроена в социальную политику, в политику здравоохранения и так далее… Эту программу мы должны пересмотреть».
Напомним: ее приняли в 2017 году.
Согласно официальным данным, на «новую родину» перебрались около 45 тысяч граждан (данные на осень 2023 года). А сколько нашли там работу? Сколько обрели жилье? Сколько вернулись в родные края, столкнувшись с разными проблемами? Вот этих данных нигде не найти.
В первые пять лет на программу потратили почти 500 миллиардов тенге. Очевидно, что стоимость проекта сегодня приблизилась к триллиону.
На что именно его потратили?
Бумага все стерпит. Но люди – не бумага
Осенью 2021 года правительство утвердило национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны». Его написали в поддержку проекта переселения южан в северные области. Что там им предложили? Читаем вместе.
Гарантированная выплата 70 МРП на каждого члена семьи, переехавшего в северные регионы. Ежемесячное субсидирование на аренду жилья и оплату коммунальных услуг в течение года от 15 до 30 МРП в зависимости от количества членов семьи и населенного пункта. Направление на профессиональное обучение. Содействие в трудоустройстве или развитии предпринимательской инициативы.
И вот тут возникают вопросы.
В тексте нацпроекта четко не указано, кто именно платит 70 МРП переселенцам – республиканский бюджет или местные акимы.
Кто субсидирует аренду жилья и коммуналку – опять районные акиматы? А кто им деньги дал? В госбюджете эти траты заложены частично. Насколько? Нет ответа.
Профобучение? Где, кого, на какие специальности, в какие сроки? На каких условиях? Кого и куда потом устроили? Нет информации.
Кто должен содействовать трудоустройству переселенцев – акимы, местные предприниматели? Опять неясность. Но есть одна пояснялка: «Работодателям, оказывающим содействие в межрегиональном переселении, предоставляется единовременная субсидия на трудоустройство в размере 400 МРП за каждого работника, обеспеченного жильем и принятого на постоянную работу на срок не менее двух лет».
Оформить человека на работу на два года – не проблема. Даже если он потрудился всего полгода, а потом сбежал в родные края. Любой районный начальник подпишет любую бумажку. Была бы мзда за его автограф.
Видимо, не случайно в этом документе не указаны лица, которые должны нести хоть какую-то ответственность в случае, если участники программы выйдут из нее.
Комментарий кандидата наук, экономиста Галыма Сейтжанова:
— Я вам уже говорил, что эта программа была правильно задумана, но вызывает много вопросов. Во-первых, сначала нужно было выяснить, в каких селах какие специалисты нужны – механизаторы, скотники, доярки. Во-вторых, размер зарплаты. В-третьих, вопрос жилья, водоснабжения и, извиняюсь, канализация. А что вы смеетесь? Мы в XXI веке живем. В-четвертых, я не понимаю, почему запустили три программы восстановления сел на 330 миллиардов тенге, но попутно запустили проект на закрытие почти 500 небольших населенных пунктов. Бесперспективные? А кто их такими сделал? Или кто довел до такого состояния?
— В мае прошлого года мажилисмен Тиликтес Адамбеков предложил пересмотреть индикаторы эффективности проекта. Он заявил, что «низкий уровень трудоустройства говорит о том, что при реализации программы не учитываются реальные потребности рынка труда и ожидания переезжающих».
— Местные работодатели, по логике, должны были предоставить местным властям, какие специалисты им нужны. Далее, думаю, по цепочке эти власти должны сообщить данные в минтруда, в минсельхоз – какие вакансии у них есть, какие зарплаты обещают. И только после этого настоящие работодатели должны вести переговоры с вероятными переселенцами. Иначе это просто «кидалово». В Америке и Европе граждане без проблем переселяются в другие регионы, где есть работа и нормальная зарплата. У нас такой рабочей мобильности нет. Потому что нет гарантий. То есть «низы» не дают информацию акиматам, акиматы не могут дать «объективку» министерствам. Отсюда и растут «ноги» всех проблем.
— Но программа «С дипломом в село» однажды выстрелила?
— Да так же – мимо. У нас нет объективных данных, сколько молодых специалистов на самом деле закрепилось на селе за годы реализации этого проекта: кто из южан нашел работу в северных областях, кто вернулся в родные пенаты. Если нет официальной информации, то как можно говорить, что сделано на самом деле?
Смеяться или плакать? И сколько это будет стоить?
В конце прошлого года правительство утвердило Концепцию развития рынка труда на 2024-2029 годы. В преамбуле этого документа сказано, что министерство труда вместе со Всемирным банком развития «проанализировали отечественный рынок труда с учетом динамики и структуры создания рабочих мест, а также провели исследование различных секторов экономики на возможность локализации производственной цепочки».
А дальше список госорганов, которые должны отвечать за реализацию этой концепции. Выдохните! Само собой — минтруда. А дальше – минсельхоз, миннауки и высшего образования, минтранс, минфин, минкультуры, минпрос, министерство промышленности, минторг, минводхоз, МИД, минтурспорта, миннацэкономики, минэнерго, минэкологии, минводхоз и минцифры.
У семи нянек, согласно древней мудрости, дитя без глазу. А тут «нянь» аж 17 штук! Поди сыщи потом крайнюю. Да, к этому коллективу надо прибавить еще местные исполнительные органы, как с отправляющей южной стороны, так и с принимающей северной. Коллективная безответственность? Проходили уже…
Цитаты и комментарии
Если разбирать эту концепцию детально, то можно сделать вывод, что документ больше похож на реферат, где указаны известные факты, очевидные тенденции и всяческие вполне ожидаемые последствия.
Цитирую: «Текущее состояние рынка труда Казахстана определяется уровнем сложности экономики». А где это определяется чем-то другим?
«Рынок труда Казахстана находится под постоянным влиянием таких внутренних и внешних факторов, как демография, миграция, региональные диспропорции в распределении рабочей силы, цифровизации и автоматизации рабочих мест, внедрение искусственного интеллекта».
Япония, Южная Корея, Европа и США обозначили эти проблемы лет 10-15 назад. Авторы концепции открыли Америку?
«Ежегодный приток молодежи на рынок труда в 2030 году в Казахстане составит свыше 300 тысяч человек».
Три программы правительства для села: как люди бегут из глубинки
Об этом наши эксперты говорили еще в 2019 году.
«Инфраструктурное развитие мегаполисов не синхронизировано с процессом создания новых качественных рабочих мест… Идет не только географическая, но и секторальная миграция – из агросектора в услуги и торговлю».
В Европе и Юго-Восточной Азии это фиксируют уже больше 10 лет. И там есть реальные цифры. А у нас?
«Идет устойчивый рост эмиграции квалифицированных специалистов. Среди выехавших — 60 % лиц с высшим и технически-профессиональным образованием… По результатам анализа Boston consulting group (данные на 2020 год) доля населения, обдумывающая возможность переезда за рубеж, составляет 64 %».
Напомним, концепцию презентовали в конце прошлого года. Что изменилось в настроении населения за эти годы? Минтруда и Boston consulting group как-то синхронизировали эти цифры и буквы для презентации в ноябре 2023-го?
«К 2030 году 74 % рабочей силы в Казахстане будут представлять «миллениалы» и поколение Z».
Справка «Каравана»
Миллениалы – это родившиеся в 1985-1999 годах. Z-ники – появившиеся на свет в 1995-2010 годах.
Они, как сказано в Концепции, «значительно отличаются от старшего поколения. Они выбирают новые модели поведения и ценности… Ценят гибкие формы занятости. Это поколение имеет свое понимание баланса между профессиональной и личной жизнью. Может пойти на финансовые уступки ради гибкости трудового графика. Новое поколение не зацикливается на профессиональной карьере и пожизненной приверженности одному делу. Они готовы тратить больше денег на образование».
Очень похоже на цитаты из научно-популярного журнала 5-6-летней давности.
«Согласно анализу Всемирного банка, стремительно сокращается срок устаревания технических навыков и составляет всего пять лет… 58 % глобальной рабочей силы нуждается в новых навыках для успешного выполнения своей работы». Старые данные. Согласно новым, в Казахстане к обучению другим специальностям готовы более 85 % процентов работающих граждан.
«К 2030 году ежегодный приток молодежи на рынок труда составит свыше 300 тысяч человек». Эксперты называли эту цифру еще в 2019 году. В чем новость?
«Демографическое давление на рынок труда будет приводить к росту безработицы, особенно среди молодежи… Отток квалифицированных кадров за рубеж продолжится и приблизится к уровню стран ОЭСР… Это будет влиять на конкурентоспособность бизнеса». Лет 5-6 назад я уже что-то подобное читал. Авторы концепции у кого-то это списали? Плагиат?
«Будет»! В концепции это слово ключевое
Самое часто употребляемое слово в концепции – «будет». 17 раз. Конкретными и разумными предложениями не подкреплено ни разу. Понятно, что концепция – это не план действий, а всего лишь демонстрация намерений. Но в этом документе должны же присутствовать хоть какие-то реальные шаги?
Комментарий Галыма Сейтжанова:
— Госпрограммы «С дипломом в село», «Енбек» и «Серпiн» выявили проблемы с жильем. Первый минус. Местные исполнительные органы это знали и понимали. Но не могли изменить ситуацию. Потому что у них денег элементарно не хватало. Второй — трудоустройство. Если нет координации между акимами и работодателями – нельзя ждать каких-то позитивных результатов. Третий — ментальность. Южане привыкли жить общинами. Нет родственных, семейных связей – нет привычных схем встраивания в новую среду. Повторяю, это ментальность южан. Четвертый – языковые вопросы. Программа переселения изначально была плохо продумана и просчитана. Концепция еще слабее. Чиновники опять поставили арбу (смеется) впереди ишака. А то, что слово «будет» так часто применяется в концепции – это слабость документа. Вы правильно его назвали – «реферат».