Кто ответит за пожар? - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+14 °C
Алматы
2024 Год
2 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто ответит за пожар?

Кто ответит за пожар?

Сельские власти обязаны быть пожарниками в буквальном смысле этого слова.

  • 9 Июня 2006
  • 1683
Фото - Caravan.kz

Если в городе пожар однозначно должны тушить государственные службы пожаротушения, то в сельских районах борьба с огнем — прерогатива местных властей.
— Традиционно считается, что борьбу с возгораниями и пожарами должны вести органы противопожарной службы, — говорит зам.начальника Управления комитета по государственному контролю и надзору в области ЧС ЮКО, полковник внутренней службы Агзамхан Хамутов. — Однако согласно закону «О пожарной безопасности» в компетенции противопожарной службы всегда входили лишь так называемые селитимные зоны — т.е. города и крупные населенные и промышленные пункты.
— Что касается степных и лесных угодий в сельской местности, подчеркивает полковник Хамутов, — то здесь уже на органы УГКН возлагается исключительно надзорные и контрольные функции. Главными исполнителями закона в сельской местности выступают районные и сельские акимы, (в лесных угодьях — службы лесных хозяйств), которым для этого предоставлены соответствующие полномочия.
— В принципе выполнять требования закона «О пожарной безопасности» обязан каждый гражданин Республики, — говорит А. Хамутов, — даже в городе соблюдать противопожарные нормы — задача всех организаций и учреждений, независимо от формы собственности, численности штата и пр.
По сути, все случающиеся пожары — на 90 % результат несоблюдения противопожарных мер. В городе борьба с возникшим пожаром решается достаточно оперативно. В сельских районах, из-за отдаленности, труднодоступности, оперативные меры реагирования противопожарных служб крайне затруднены.
И здесь в борьбе со степными пожарами на первое место должны выходить местные органы. УГКН лишь контролирует и обеспечивает надзор за исполнениями всех противопожарных мероприятий.
Так, кроме опашки, в задачу районных и сельских акиматов входит создание так называемых мобильных групп пожаротушения. Они формируются из числа местных жителей на общественных началах, и действуют только в чрезвычайных ситуациях. Однако при этом мобильные группы должны быть хорошо укомплектованы подручными орудиями — элементарными ведрами, лопатами, так называемыми «хлопушками» — приспособлениями, которыми вручную сбивают пламя с горящей травы.
Также мобильные группы на случай ЧС должны быть обеспечены транспортом с запасом топлива, и питанием с медикаментами.
В задачу местных органов также входит обеспечить по возможности доступный водозабор из открытых источников — рек, озер, для чего необходимо оборудовать берега пирсами и причалами.
В лесохозяйственных учреждениях эти меры включают в себя дополнительно еще и организацию так называемых пожарно-химических станций, оборудование лесных угодий средствами пожарной сигнализации, постоянное патрулирование в пожароопасный период на автомобилях повышенной проходимости.
Увы, отмечает полковник Хамутов, и сельские акиматы, и лесхозы Южно-Казахстанской области далеко не всегда выполняют требования пожарной безопасности.
В тех же лесохозяйственных объединениях из 11 положенных пожарно-химических станций действует только 5.
Личный состав пожарно-химических станций укомплектован едва на треть. Из необходимых 11 пожарных машин имеются только 6, из которых 4 автомашины эксплуатируются уже свыше 20 лет, устарев морально и физически.
По данным полковника Хамутова, сотрудниками УГКН проведены детальные проверки пожарно-технического состояния 34 объектов областного управления природных ресурсов и регулирования недропользования, в том числе Аксу-Джабаглинский заповедник, Сайрам-Угамский национальный природный парк, Боролдайское госучреждение по охране лесов, Шардаринское лесничество. Практически во всех этих организациях выявлены грубые нарушения, наложены взыскания и штрафы на сумму 63 тыс. тенге.
Сотрудниками УГКН подготовлены и направлены в районные акиматы 21 предписание и информация о неудовлетворительном состоянии дел по предупреждению и ликвидации возможных степных, тугайных и лесных пожаров в 2006 году.
— Отмечая крайне неудовлетворительную работу сельских акиматов, — говорит Агзамхан Хамутов, органы УГКН стремятся обеспечить непосредственный контроль за степью. Так в области в наиболее пожароопасных степных районах в летнее время созданы 11 постоянно действующих дозорных постов УГКН.
Однако охватить весь регион силами специализированной службы физически не возможно. Так что главными пожарниками в сельской местности остаются сами местные жители.
Не меньшую тревогу у сотрудников УГКН вызывает состояние противопожарной безопасности на большинстве городских рынков Шымкента, Туркестана, Жетысая и Сарыагаша. При повышенной концентрации материальных ценностей, (в том числе легковоспламеняющихся и даже взрывоопасных средств — лаки, краски, пиротехника, синтетические изделия и пр.), на рынках постоянно скапливается множество людей, в том числе женщин и детей.
Подходы и подъезды к рынку затруднены не только для спецтехники, но даже и для экстренной эвакуации людей. А ведь пожары на рынках неизменно будут сопровождаться еще и выделением токсичных веществ, что вдвойне увеличивает их опасность.