11 мая, пожалуй, главным городским событием стал пожар на одном из крупнейших рынков — «Самале».
Примерно к 11 часам утра о происшествии знало большинство жителей — поднимающиеся над рынком клубы черного смрадного дыма заволокли мрачной тучей полгорода. Кстати, пожарники также узнали о возгорании, просто выглянув в окно своего управления. Добавим, что 11 мая был понедельник, выходной. Так что телефонное сообщение на пульт «01» поступило уже после того, как к месту происшествия выехал усиленный наряд пожарников.
Сразу по прибытии пожарные определили происшествие как относящееся к повышенному классу опасности — горели лакокрасочные павильоны рынка. Спустя несколько минут последовало два мощных взрыва — взрывались газовые баллоны, которые видимо использовались торговцами для своих бытовых нужд. Наличие таких газовых бомб еще более усугубили ситуацию — никто толком не мог сказать, сколько еще на территории рынка имеется таких баллонов, и где они находятся. Пожарным пришлось работать буквально вслепую, и в первую очередь они занялись поиском взрывоопасных баллонов. Впоследствии с территории рынка было извлечено еще 13 газовых баллонов.
К счастью, человеческих жертв удалось избежать — как уже было сказано, в понедельник на рынке был санитарно-выходной день. Все продавцы отдыхали, покупателей не было. Но весть о пожаре молниеносно разнеслась по городу, и к рынку стали собираться толпы шокированных торговцев. Несмотря на бушующее пламя, они пытались прорваться к своим ларькам, чтобы спасти хоть что-то из товара. Территорию базара пришлось срочно оцеплять усиленными нарядами из сотен полицейских.
Борьба с огнем длилась несколько часов. По словам очевидцев, ощущение было такое, что горел и плавился сам асфальт. Растекающаяся горящая краска создала настоящий пылающий ковер на огромной площади. В тушении принимали участие все подразделения противопожарной службы и силы ЧС Шымкента. Также в помощь им были брошены расчеты из трех соседних районов. После обеда основную часть пожара удалось локализовать и ликвидировать. Но тушение отдельных очагов возгорания продолжалось до вечера.
Уже на следующий день сотни торговцев с ужасом подсчитывали свой убыток, и добивались встречи с базаркомами и городскими властями. Десятки людей оказались банкротами, да еще и с огромными долгами — огнем был уничтожен их товар, взятый под реализацию. А за каждым торговцем — семья, дети… А на дворе вкупе с локальным пожаром, еще и мировой кризис.
В общем, получалось, что прогоревшие реализаторы стали не только носителями индивидуальной трагедии, но и вполне социальной проблемой: объединенные общей бедой погорельцы готовы были организовать забастовки и другие мероприятия не только против своего базаркома, но также и у акиматов всех уровней.
Посему шоковое состояние наблюдалось не только у торговцев и базаркома, но и у местных властей.
«Будет ли оказана хоть какая-то помощь пострадавшим»? — таким вопросом сразу стали задаваться погорельцы «Самала».
Поначалу владельцы рынка и городские власти старались избегать встречи с пострадавшими. Только в областном акимате сообщили, что будет создана специальная комиссия по выяснению причин происшествия, однако от обещаний помощи здесь также упорно воздерживались. Все ссылались на одно — нужно разобраться в причинах пожара, а там будет видно, кому предъявлять счет.
В полиции и противопожарной службе, естественно, сразу же были возбуждены несколько уголовных дел и расследований в отношении пожара. Полицейские не скрывают, что одна из главных версий — умышленный поджог. Несколько свидетелей показали, что незадолго до начала пожара заметили на территории рынка каких-то людей. Здесь же найдена подозрительная канистра, в которой предположительно находился бензин. Имеются данные, что пожар начался одновременно сразу в нескольких точках.
Среди версий о возможных причинах поджогов прорабатываются происки конкурентов владельца базара «Самал».
Однако следствие все еще продолжается, и причины возгорания пока официально не названы.
Между тем уже точно выяснен причиненный ущерб — он оценивается в 192 миллиона тенге. От пожара понес убытки 291 коммерсант.
Однако сейчас уже у властей имеется достаточно четкая позиция на этот счет. По-любому за произошедшее должен отвечать базарком/владелец рынка. Ведь территория теоретически должна была находиться под охраной, в том числе, и пожарной. На рынке также должны были соблюдаться меры противопожарной безопасности и т.д. и т.п. Во всяком случае торговцы исправно оплачивали аренду своих складов и лотков, так что и требовать нужно прежде всего с базаркома.
Такую позицию принял и сам владелец рынка. На этой неделе администрация «Самала» сообщила, что за собственный счет предоставит пострадавшим торговцам товар на общую сумму 15 миллионов тенге. Каждый реализатор получит своего рода «подарочный» стартовый объем товара на 50 тыс. тенге, с которым ему предлагается вновь начинать «раскручиваться».
Конечно, имеются недовольные. Некоторые утверждают, что товара у них было на сотни тысяч долларов. Но администрация рынка тогда включает чисто налоговые расчеты, задаваясь вопросом — почему, имея товарообороты на сотни тысяч долларов, реализаторы платили средний налог в 500-1000 тенге?
В Шымкенте это уже второй случай крупного пожара на рынках. В первый раз горел рынок «Коктем», где также вспыхнули павильоны бытовой химии и красок. Однако, по свидетельству противопожарной службы, урок не пошел впрок: ни один из шымкентских рынков так и не соблюдает требований противопожарной безопасности.
Фото автора