Платить за страховку в среднем придется в два раза больше. Но не всем и не везде. Все зависит от характеристик автовладельца и той местности, где он эксплуатирует своего железного коня.
Самыми дорогими городами для автолюбителей являются Алматы и Астана. Согласно мнению экспертов, это связано с большей аварийностью, сильным потоком машин в Алматы и присутствием более дорогих машин в Астане. «Для Алматы базовая цена страхования сегодня составляет около 6 тысяч, после нововведения цена будет в пределах 13 тысяч тенге. Однако такое увеличение цены страхового полиса будет не для всех», — отметила председатель правления АО «БТА Страхование», Зауреш Далеева. Под словами «не для всех» подразумевалось то, что повышение страховых тарифов будет связано с введением новой системы бонус-малус (скидки-надбавки). Иначе эту систему именуют системой коэффициентов, которые, выражая личностные характеристики водителя, в частности, возраст автовладельца, стаж управления транспортным средством, наличие или отсутствие в его практике аварийных случаев, позволят страховать на льготных условиях тех, кто не имел случаев ДТП.
«Теперь каждый автовладелец будет нести ответственность за свои убытки сам», — подчеркивает Зауреш Далеева, заявляя, что «рисковые водители будут платить больше». Коэффициенты этой системы прописаны в самом законе, потому теперь при формировании страхового тарифа по минимальным требованиям страховщикам своевольничать не придется.
Второй составляющий этой системы, сказывающийся на цене полиса, является «прописка» автомашины.
Как сказала председатель правления АО «БТА Страхование», стоимость страховки зависит и от того, «где эта машина эксплуатируется». Понятно, что в мегаполисах «пробки» стали неотъемлемым способом времяпровождения каждого и объяснимы, прежде всего, ростом количества машин, в отличие от жителей сельской местности, где, как выразилась Зауреш Далеева, в час по дороге проезжает одна машина. В среднем же темп прироста количества транспорта в стране за 5 лет достиг 4,5%. Сегодня по подсчетам экспертов, средняя выплата по одному страховому полису варьируется от 77 тысяч тенге до 105 тысяч.
Чтобы организовать такую систему, просто необходимо введение автоматизации всего процесса страхования.
Фундамент для чего только создается. Сегодня, чтобы работать на рынке данного вида страхования, согласно новому законодательству, страховым компаниям необходимо подписать договор с компанией, обладающей единой базой данных по автовладельцам. Такая база данных будет формироваться не по автомобилям, как в американской базе, а по водителю. Будет отслеживаться, какая у него история убытка. Новое законодательство позволит разграничить тех, кто попадает в ДТП трижды в год и тех, кто не попадал еще ни разу. Сейчас создать такую базу данных изъявили две компании.
«Автоматизация процесса — очень сложный расчет. Страховщикам нужны системы, позволяющие быстро, оперативно рассчитывать премии и размеры страховых полисов. Согласно новому законодательству, сроки урегулирования — 7 дней. В случае неукладки во времени — последуют санкции уже непосредственно в адрес страховой компании», — подчеркнула Зауреш Далеева.
«БТА Страхование» в этом году внедрило информационную систему болгарской компании Fadata, специализирующейся в страховой деятельности. Это позволило компании работать на всех регионах Казахстана в режиме онлайн.
«По запуску эксплуатации системы «Инсис» болгарской компании на 1 июля практически все ожидания и функциональные амбиции по проекту были реализованы на 100%. Все региональные представительства подключены онлайн, — отметил директор IT департамента Страховой группы БТА Константин Тё. Согласно новому законодательству, страховой компании необходимо иметь региональные представительства в тех районах, которые являются невыгодными для компании. Система «Инсис» позволила иметь такую сеть.
Между тем, по словам экспертов страховой сферы, увеличение стоимости страховых полисов напрямую связано не только с благоприятным развитием «своей» сферы, но и с «увеличением качества» услуг, предоставляемых автовладельцам. Так, «новый закон позволит предоставлять дополнительные услуги автовладельцам за дополнительную плату, что не было предусмотрено в старом законодательстве», отмечают специалисты.
Об этом должно свидетельствовать введение института прямого урегулирования, позволяющим автолюбителям самостоятельно выбирать страховую компанию, с которой они будут иметь дело при урегулировании вопросов, претензий. Система прямого урегулирования уже давно используется в странах Западной Европы. Под этим подразумевается тот факт, что потерпевший в ДТП получает страховую выплату в той страховой организации, с которой он имеет непосредственную связь. После чего страховая организация потерпевшего предъявляет требования страховой компании виновника ДТП с целью возмещения затраты, которые та понесла при оплате убытков своего клиента.
Коллаж с сайта http://www.stracha.net