Кто он, герой нашего времени? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+24 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто он, герой нашего времени?

Кто он, герой нашего времени?

Обилие фильмов с практически однотипными киногероями, завладевшее львиной долей телевизионного времени, постоянно привлекает к экранам миллионы маленьких и юных зрителей.

  • 16 Мая 2005
  • 1668
Фото - Caravan.kz

Подрастающее поколение каждый вечер, не отрываясь, следит за тем, как очередной боевитый мен с размытым моральным кодексом лихо «мочит» налево и направо своих врагов.
Тема убийства на экране стала обыденной. Так кем же станут сегодняшние мальчишки завтра? Останутся ли в их душах какие-либо моральные «предохранители»? О том, на кого хотят быть похожими наши дети и о многом другом мы решили поговорить с людьми разных профессий и совсем молодыми людьми.
Властители сердец и дум
Действительно кто он, хотя бы в общих чертах человек или герой, на которого хотят быть похожими наши дети? Когда-то этот вопрос очень волновал многие поколения молодых людей и их родителей. Ведь от того, насколько точно сможет дитятко соответствовать успешному идеалу, будет зависеть его будущее благополучие.
Но собирательный образ некоего идеального героя не был постоянным и менялся вместе с эпохой, в которую создавался. В средневековье бесспорным властителем дум стал отважный рыцарь, безжалостно убивающий соперников. Позднее о дворянине-дуэлянте вздыхали девушки всех сословий, начиная с 17-го и по 19-й век.
Затем вслед за всплеском научных идей грянула техническая революция. Жажда знаний охватила человечество 19-го столетия, и героем стал представитель интеллигенции: путешественник, ученый, врач, писатель. Век 20-й разделил мир не только на социалистический и капиталистический лагери, разделились и понятия идеала. В мире капитализма образцом оставался предприимчивый буржуа, а при социализме активно культивировался образ идейного бессребреника, готового умереть за идеалы, созданные пропагандистами.
Самое интересное, что идеальный облик строителя коммунизма был в общем привлекательным, как и сама идея всемирного равенства и братства. Другое дело, какими методами эта идеология насаждалась. Но герой, готовый всем помочь в любую минуту, помните у Михалкова — «в футболке и кепке» со значком «ГТО» был очень даже хорош. Можно вспомнить и Аркадия Гайдара. Восемнадцатилетний командир был настоящим героем своего времени. Позже он напишет «Тимур и его команда» и главный герой его книги также станет примером для подражания. В основе социалистического эталона, независимо от личности всегда лежало стремление служить людям, обществу в целом. Именно гуманная сущность, смелость и способность к самоотречению ради общего дела вызывали у миллионов юношей и девушек желание быть похожими на Павку Корчагина, Гулю Королеву и других книжных и реальных образов эпохи социализма.
Но вернемся к нашему времени. Вглядываешься в героев современности — многочисленных спецназовцев, режущих и стреляющих, «универсальных солдат», звездных воителей, мафиози и кровожадных полисменов, которых обстоятельства заставляют отстреливать людей как мух, — и откровенно становится не по себе. Гуманное начало в них, даже если и присутствует, то так замазано пролитой на экране кровью, что уже и не понятно где положительный герой, а где отрицательный. Методы-то у них одни и те же.
Поколение без идеалов и вечный вопрос «что делать?»
А каким видят эталон для подражания сами молодые? Говорят студенты.
Алина — 3 курс АУТБ:
— Идеальный герой должен быть сильным и уметь постоять за себя. Насилие уже давно стало частью нашей жизни и нас самих. Пусть оно замаскировано под политическое или экономическое давление, под чиновничий произвол, под якобы защитные «крыши», суть остается одна. Люди по-прежнему разговаривают друг с другом на языке насилия. Кумира у меня нет.
Сергей — член военно-спортивного клуба «Улан»:
— Я не люблю смотреть фильмы, где постоянно льется кровь. Но я пришел заниматься в клуб для того, чтобы уметь себя защищать. Без этого сейчас и по улице спокойно не пройдешь. А идеальный человек должен быть сильным. Другое дело, как он эту силу применяет.
Оля — член клуба «Улан»:
— Я студентка и в клуб пришла, для того чтобы не чувствовать себя совсем беспомощной. Занятия реально помогли. Например, у нас в университете периодически вымогают деньги, а ко мне не подходят, знают, что могут квалифицированно получить. Идеальный человек? Его не существует.
Андрей Дмитриенко — руководитель военно-спортивного клуба «Улан», ветеран афганской войны:
— Современная молодежь предоставлена сама себе. Помимо учебы юнцам нечем заняться. Отсюда интерес к алкоголю, наркотикам, уличным потасовкам. Такие клубы, как наш — это отличный вариант для того, чтобы молодежь могла выплеснуть энергию и получить навыки самообороны, научиться прыгать с парашютом и тому подобное. Жаль, только, что таких добровольных объединений мало, не хватает энтузиастов для занятия с молодежью.
Владимир Осколков — доцент КАЗНУ им. Аль-Фараби, кандидат исторических наук:
— Сейчас сложилась парадоксальная и тревожная ситуация. В нашем обществе нет своей идеологии. Идеология социализма канула в прошлое вместе с тем хорошим, что в ней было, в частности, положительный образ «строителя коммунизма». Любой морально-нравственный вакуум всегда заполняется. Например, в наши дни гламурный портрет крутого бизнесмена, не чурающегося бандитских методов в ведении дел, более привлекателен для юных дам, чем образ скромного интеллигента.
Кинопродукция для детей и юношества практически не производится. Страна остро нуждается в выработке стратегии устойчивого развития человека, в которой должны быть использованы все доступные знания, способствующие становлению новых отношений в среде подрастающего поколения. Иначе жить нам придется исключительно по бандитским законам.
Сегодня равнодушие, завтра — жизнь по законам джунглей
— Если сегодняшние мальчишки смотрят фильмы с кадрами убийств, — говорит врач-психотерапевт Аида Толстикова, — это еще не значит, что они вырастут убийцами. Но границы добра и зла становятся размытыми. Ребенок рассуждает так: если «Крепкий орешек» убивает людей и он при этом герой, которым все восхищаются, то неплохо бы и мне в будущем быть крутым, как Брюс или ребята из «Бригады».
И при этом для ребенка ускользает то, что ребята из «Бригады» обыкновенные бандиты и нормальный американский полицейский тоже не станет устраивать кровавую баню, как герой Брюса Уиллиса. На самом деле не может не беспокоить тот факт, что практически все школьники считают нормой выяснять отношения с помощью кулаков, даже девчонки, что в семидесятых или восьмидесятых годах было просто невероятным явлением. Бандитский жаргон давно перекочевал с экранов в школьные и студенческие аудитории. Тема насилия уже не носит как прежде ярко выраженный негативный окрас, это скорее для молодых «крутая развлекаловка». Обозвать друг друга нецензурно или ударить в среде тинэйджеров тоже стало нормой. Преступность среди подростков выросла и это тоже не секрет. Виноваты в этом, конечно не только вымышленные герои. А точнее не столько они, сколько родители, которые из-за занятости или потому, что не считают это существенным, не торопятся объяснять чадам «что такое хорошо, и что такое плохо». Слово «убить» имеет сейчас несколько синонимов — «убрать», «замочить», «грохнуть» с несколько хозяйственным оттенком, уничижающим ценность человеческой жизни.
Из смертного греха убийство превратилось в киношной интерпретации в какую-то рутинную процедуру. И неокрепшие умы подростков начинают воспринимать увиденное с точки зрения отмороженного киногероя.
Компьютерные игры, в большинстве своем выстроенные на принципах милитаризма также не способствуют распространению идей гуманизма в среде молодежи.
Выход вижу в создании государственной целенаправленной многовекторной стратегии, направленной на формирование и развитие облика будущего казахстанца. Эту работу нужно начинать уже сейчас, иначе завтра мы будем иметь дело с теми, кто сформировался сам по себе. С людьми без нравственных принципов, без морали, безжалостно идущих по головам.