Кто носил одежду с ласточками, а кто с верблюжьим следом: главные секреты казахского орнамента - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто носил одежду с ласточками, а кто с верблюжьим следом: главные секреты казахского орнамента

Кто носил одежду с ласточками, а кто с верблюжьим следом: главные секреты казахского орнамента

Сейчас все больше казахстанцев интересуется наследием предков.

  • 18 Сентября 2022
  • 1101
Фото - Caravan.kz

Появляются бренды, которые создают одежду и украшения для тех, кто хочет всем своим видом показать, что он — казах. Однако порой можно встретить ошибки, возникающие от незнания элементарных вещей. Например, на футболке могут напечатать узор, который должен использоваться только для украшения ковров, а на мужском чапане вышить орнамент, которым обычно украшали платья молодых девушек.

Редакция Caravan.kz рассказывает, что означают и как должны использоваться некоторые популярные казахские орнаменты.

Алькей Маргулан пишет, что у каждого узора есть свое значение. Раньше каждый казах знал эти значения и читал чужой наряд, как открытую книгу, с помощью орнаментов легко понимая, кто этот человек, откуда, к какому роду принадлежит, какой у него семейный статус, надолго ли уехал из дома и т.д.

Орнамент зачастую имел сакральное значение и был призван сделать жизнь лучше не только в эстетическом плане. Узоры на одежде должны были защитить владельца от болезней и злых духов, принести ему удачу и облегчить дальний путь. Отделка юрт защищала всю семью, приманивала богатство и счастье.

Были даже люди, которые специализировались именно на том, чтобы досконально изучить все значения орнамента. Их так и называли — оюшы.

Самый популярный мотив в виде бараньих рогов — қошқар мүйіз — использовался повсеместно и означал благополучие. Все потому, что скот всегда был основой жизни для кочевников, и мощные бараньи рога означали здоровые большие стада. Так что этот узор приманивал богатство и здоровье, а на одежде означал пожелание быть сильным и добрым.

Одежда

След верблюда — түйетабан — наносился на чапан мужчины, который надолго уезжал из дома, чтобы путешествие прошло удачно, а возвращение было легким и быстрым. Его использовали также для отделки седел, упряжи, походных сумок и других вещей, которые использовались в дороге.

Многочисленные узоры, изображающие следы разных животных, от мыши до верблюда, никогда не использовались в украшении головных уборов.

На одежде творческих людей — акынов, поэтов, музыкантов — часто можно было найти узоры, связанные с птицами, например кұстаңдай, чтобы голос человека был таким же приятным и звонким, как у певчей птицы.

Птицы также олицетворяли легкость и свободу, поэтому ими часто украшали одежду молодых людей, не вступивших в брак. Например, на одежде девочек, помимо многочисленных растительных мотивов, можно было встретить изображения ласточек.

У мальчиков среди прочих узоров, вдохновленных животными, можно было увидеть беркутов. Тюбетейки малышей украшали узором жылан или жыланбас, то есть "змея" или голова змеи". Это был оберег, призванный защитить ребенка от сглаза.

На саукеле и тюбетейках девушек можно было увидеть тәжі гүл — цветок-корону. Он показывал, что к каждой девушке нужно относиться как к царственной особе.

Для украшения мужских штанов использовался узор тобылга гул — цветы таволги. Возможно, дело в том, что у таволги очень прочные прутья, и человеку таким образом желали быть таким же крепким.

 

Предметы интерьера

Сюда относятся ковры, корпе, мебель и другие вещи, которые находились в юрте. Очень популярными узорами были орнаменты, связанные с собаками, потому что они были призваны "охранять" дом от бед и несчастий. Это, например, ит ізі — след собаки, кушік ізі — след щенка, ит құйрық — собачий хвост. Предметы с такими узорами обычно находились у входа в жилище.

Знак бес танба означал четыре стороны светы и считался довольно сильным оберегом, поэтому также встречался очень часто.

Мастера также часто использовали узоры, которые напоминают о пейзажах: арна гул — речные долины, холмы — тобе, арыки и т.д. Их использовали и в архитектурном декоре. Популярность тех или иных орнаментов зависела от местности, в которой кочевал аул мастера. Например, в более засушлливых районах чаще использовали водные мотивы, чтобы аул не страдал от нехватки влаги.

Украшения

Символы в украшениях обычно должны были усилить достоинства своего владельца.

Например, вещь с орнаментом бори кулак — волчьи уши — была призвана сделать хозяина смелее и внимательнее, а украшение со стилизованным кобызом подчеркивало музыкальный талант.