Кто народу работать не дает? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто народу работать не дает?

Кто народу работать не дает?

1 июля стартовала Программа занятости-2020. В том, насколько казахстанцы нуждаются в ней, мы убедились по огромному количеству звонков и писем, которые получили после публикации материала “Хочешь работать? Воспользуйся шансом!” .

  • 8 Июля 2011
  • 2312
Фото - Caravan.kz

Но если поначалу к нам обращались за уточнениями, то сейчас пошли сигналы бедствия! Похоже, у многих чиновников появился нездоровый соблазн обтрясти денежное дерево программы в своих интересах.

“Пусть пишут,  что хотят”?

Приведем всего два, но очень характерных обращения. И оба – из Южно-Казахстанской области. Названия населенных пунктов и фамилий звонивших пока называть не будем.

Вот один из звонков:

– Пошел я к нашему поселковому акиму, говорю: “Вот, в газете пишут, учить бесплатно будут, работу найдут…”. А он удивился: “Что, разве уже написали?”. И говорит, пусть пишут, что хотят. А у меня пятеро детей, старики-родители. Я работать хочу, поеду куда угодно. Помогите!

Другое обращение, тоже из наиболее характерных:

– Мне 28 лет, мужа нет, двое детей. Давно хочу свой небольшой бизнес организовать. Поехала в район, а мне там отказали. Говорят, ваше село слишком далеко находится и кредит давать опасно. А еще объяснили: уже столько сильных претендентов, что и надеяться не стоит. По слухам – это местные предприниматели. Но ведь вы писали, что приоритет у сельской молодежи, причем у женщин! Почему же мне отказывают?

Программа в пилотном режиме

Об этих звонках наших читателей мы рассказали начальнику управления департамента занятости Министерства труда и социальной защиты населения Виктору БУССУ.

– Виктор Эвальдович, Программа занятости-2020 едва стартовала, а уже столько тревожных сигналов с мест…

– У нас таких сведений нет. Начнем со слуха “все давно раздали”. Ситуация такая: механизм микрокредитования разработан, но пока не утвержден правительством, а без этого никто и ничего с бюджетными деньгами делать не может. На этом этапе в регионах только формируются списки потенциальных участников программы, желающих получить микрокредиты на создание либо расширение собственного дела.

– Однако, судя по звонкам в редакцию, людям отказывают уже на этой стадии!

– Этого ни в коем случае не должны делать! Ведь мы должны иметь реальные данные – сколько людей, в каких регионах, каким бизнесом хотели бы заняться.

– А в этом году сколько денег направлено в регионы?

– Три миллиарда, как и было запланировано. Это при условии кредитования в среднем около миллиона – реальная помощь для трех тысяч человек. Но если окажется, что на селе и в городах деловая активность людей, подпадающих под действие программы, гораздо выше, то и деньги будут планироваться другие. Для этого мы и требуем включать в списки всех, кто обратится.

Дело новое, возможны ошибки

– Давайте вернемся к жалобам из регионов. Ведь сказали в центре занятости молодой сельской женщине, самозанятой, что ей на кредит рассчитывать нечего? И что у нее слишком авторитетные конкуренты – уже действующие предприниматели?

– Во-первых, она относится к лицам, которым микрокредиты должны предоставляться в приоритетном порядке, если, конечно, предполагает заняться не торговлей. Во-вторых, о действующих предпринимателях: они также могут стать получателями микрокредитов по программе, но у них для расширения своего бизнеса имеются другие кредитные линии по другим программам.

– …И, в-третьих, сотрудники центра занятости не правы. Так?

– Наши центры только начинают работать, это совершенно новые госучреждения. Сотрудников продолжают обучать. Возможны ошибки на первых порах. Но тот же вопрос кредитования не они ведь решают. Это прерогатива микрокредитных организаций, комиссии, которая является коллегиальным органом.

– Неужели вы, столько лет проработав в этой системе, не представляете, как может сложиться “коллегиальное решение” где-нибудь в глубинке?

– Все это известно, конечно. Но сразу, если человек обратился, ему микрокредит не дадут. Все это довольно длительная, но тем не менее прозрачная процедура – с каким предложением обратился, под какой бизнес, насколько реален представленный бизнес-план. Комиссия, рассматривая поданные заявки, должна учитывать все. В целях обеспечения целевого использования бюджетных средств предусматривается осуществлять регулярные проверки органами финансового контроля реализации программы на местах. А схем получения микрокредитов, действительно, может быть немало…

Но в любом случае на этом этапе будет осуществляться контроль.

Сейчас мы внедряем автоматизированную информационную систему “Занятость”, которая позволит отслеживать, кто конкретно обратился по поводу участия в программе, какие решения по нему были приняты и когда.

Вообще же посмотрим программу в действии. Мы еще не знаем точно, как она пойдет. Уже вначале увидели ряд моментов, которые необходимо прописать, и будем вносить изменения. 2011 год мы определили как пилотный. Для того, чтобы в деталях посмотреть, как она будет реализовываться. Чтобы финансирование подкорректировать.

– Главное для людей – верная информация. Люди уже сейчас, по нашим данным, сталкиваются с прямым нарушением их прав. Куда им обращаться в таких случаях?

– Обращаться нужно в центры занятости, акимат, в орган госуправления.

– Спасибо, Виктор Эвальдович! Рассчитываем на вашу помощь в рассмотрении жалоб наших читателей. А также на то, что правительство не замедлит с принятием постановления. А то получается, что программа вступила в действие… без правил.

Астана