Кто на новенького? - Караван
  • $ 486.44
  • 534.31
+8 °C
Алматы
2024 Год
8 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто на новенького?

Кто на новенького?

Кажется, я знаю, где американцы поставят свою новую базу в Центральной Азии. Нет, мне не дали заглянуть в секретные планы Пентагона, и не слила добытую информацию Служба внешней разведки России. Подмечено другое…

  • 7 Апреля 2009
  • 1307
Фото - Caravan.kz

Стратегический выбор
Про охлаждение отношений между Россией и Таджикистаном говорится с начала года, но обе стороны продолжают демонстрировать обоюдную любезность, обмениваться визитами и вместе участвовать в международных акциях. Однако, после выдавливания, другое слово трудно подобрать, американских военных с базы под Бишкеком остро встал вопрос: а где дислоцироваться их аэродрому теперь? И тут же стали называться варианты — Узбекистан, Туркменистан, Казахстан и Таджикистан.
Вернуться в Узбекистан вроде бы здорово — там уже есть привычные наработанные условия, остается дело за малым: закрыть глаза на «недоразумения» в Андижане, и полностью переработать свою политику в отношении Ислама Каримова. С учетом изменения администрации в Белом доме — самое время. Дескать, мистер Буш немного заблуждался, а теперь у нас с вами все будет о’кей. Ради того, чтобы иметь надежный пункт снабжения увеличивающейся группировки в Афганистане, можно и несколько поступиться правами человека, особенно в далекой от Америки стране. Получается, Узбекистан, как место дислоцирования новой военной базы США — кандидат № 1.
Что касается Туркменистана, то хотя он и стал со времен смены власти чуть более приоткрыт, но думается не до такой степени, чтобы спустя почти двадцать лет самоизоляции, сразу принимать чужеземцев на постоянное место дислоцирования. Да и традиционный нейтралитет по отношению ко всем сторонам афганского конфликта Туркменистану политически выгоднее — и на границах спокойно и внутри страны. Из него кандидат — в самую последнюю очередь.
Казахстан несколько далековат от Афганистана и хотя тоже рассматривается как возможный вариант для посадки «геркулесов» и «старлифтеров», с ним больше сложностей политического характера. Казахстан традиционно более близок к России и трудно представить, что должно произойти, чтобы такая база в РК появилась. Так что мы — кандидат по очередности сразу за Туркменистаном.
И, наконец, остается Таджикистан. Вот здесь-то — самое интересное. Политический режим в стране, удержавшийся у власти в период гражданской войны не без помощи России, которая и от внешних врагов заслонила и с внутренними помогла все решить полюбовно, стал с интересом поглядывать в сторону Запада. А что такого? Суверенная страна — могут себе позволить! Ну и ничего, что суверенность подкрепляется, кроме собственной армии, российским войсками 201-й военной базы. Штатовские военные послужат дополнительной гарантией. Так что Таджикистан может предложить себя кандидатом для размещения американцев еще раньше Узбекистана по нескольким причинам.
Во-первых, это давнее соперничество, споры и некоторая напряженность с соседом еще с советских времен. Повод — нечестное (по мнению некоторых политиков) территориальное разделение бывших советских республик. Узбекистан был недоволен тем, что с территории Таджикистана одно время на них нападали боевики Исламского движения Узбекистана. Американское присутствие, в этом случае должно послужить миротворческим фактором в отношении обеих сторон. Местнические разборки в районе их базы этим деловым ребятам не нужны.
Во-вторых, Таджикистану не надо будет ждать от России кредитов, а они смогут поправить свои дела за счет аренды. Правда, Кыргызстану этих денег постоянно не хватало, и их прощание со штатовцами происходит в том числе и из-за финансовых разногласий.
И, в-третьих, политическому режиму страны будет спокойнее, когда в регионе будут находиться две влиятельные и отчасти соперничающие силы. Тогда можно будет успешно лавировать («Я — за Вас, но и не против них!») и получать дивиденды с обеих сторон.
Однако Таджикистану надо опередить не менее выгодный для американцев Узбекистан и потому — предпринять определенные меры. На фоне теплых российско-узбекских отношений таджикские власти стали демонстрировать некоторое их охлаждение. Не резкое, нет. Таджикистан — не Грузия, и не может себе позволить резких выпадов. Зато вволю резвится местная пресса, вешая на Россию всевозможные грехи, в том числе и развязывание гражданской войны в Таджикистане. При полном молчании официальных кругов.
Драка после танцев
Тем самым центральноазиатский партнер Таджикистан буквально недвусмысленно приглашает заокеанскую партнершу Америку к «танцу вдвоем». Посмотрим, каков будет ее ответ.
Зато легко прогнозируется реакция на все происходящее России. И отвергнутые женщины страшны во гневе, а уж оскорбленные в лучших чувствах супердержавы… Ну что ж, Россия-то проживет без такого союзника, но что может последовать за дальнейшим охлаждением отношений? Например, десятки тысяч таджикских гастарбайтеров высылаться из страны, что называется, под фанфары, а визовой и налоговый режим можно сделать таким, что ездить в Россию на заработки станет просто невыгодно. А это ударит по карману доброй половины простых таджиков.
Далее. Россия под вывеской борьбы с наркобизнесом может плотно закрыть границы для легальных мигрантов из Таджикистана, устроить тотальную проверку тех, кто натурализовался и прочее. Отказ от таджикских овощей и фруктов тоже не будет способствовать развитию местного сельского хозяйства.
Возможно, уйдут военные — и 201-я база, и объект Космических сил, — тогда не станет денег за аренду, что полбеды. Исчезнет одна из влиятельных сторон на военно-политической карте страны, уйдут те, кто сохранил мир на этой земле и удерживал его много лет. К чему такое может привести? Поднимут голову затихшие оппозиционеры, вступят в борьбу за власть наркобароны… И тогда в страну придут американские десантники, а в Таджикистане случится второй Ирак. Я не Нострадамус, но уверен — все вышеперечисленное более чем реально.
Что нам до этого?
Чем нам грозит появление наших заокеанских партнеров у наших таджикских друзей по СНГ? Собственно говоря, их можно будет даже считать определенным буфером для сдерживания давления исламского фундаментализма из Афганистана. Впрочем, при желании, моджахеды легко смогут достать американцев и в Таджикистане, благо сочувствующие там у них найдутся. Значит, мы получим очаг напряженности на границе СНГ, а это как минимум — беженцы, а как максимум локальный вооруженный конфликт и необходимость нашим войскам идти на выручку партнеру по ОДКБ и ШОС.
Далее. Куда, по вашему мнению, подадутся десятки тысяч таджикских гастарбайтеров, высланных из России? В Узбекистан? Не угадали, там своих безработных хватает, да и не поедут они туда. Туркменистан их не пустит, по старой сложившейся традиции. В Кыргызстан? Сами, наверное, улыбнулись своей шутке. К нам они, поедут, да еще и обозленные тем, что их выдворили из России. И здесь вероятны и конкуренция с местными рабочими и узбекскими «коллегами», увеличение уличной преступности, социальная напряженность.
Не думаю также, что американцы станут надежным щитом на пути наркобизнеса. Они и в Афганистане не могут навести порядок, там до сих пор производят 93 % «мировых запасов» опия. Как рассказал на одном из брифингов начальник департамента языковой политики и информации МВД РК Багдат Коджахметов, по сведениям ООН, урожай опийного мака собранного афганцами в 2008 году позволит им произвести до тысячи тонн героина. По разным оценкам, от 5 до 15 % афганских опиатов переправляются через Кыргызстан, Узбекистан и, конечно же, Таджикистан по так называемому «северному маршруту».
Идет постоянный рост поставок «белой смерти» в нашу страну и транзита через нее. Если в 2007 году полиции Казахстана удалось изъять 522 килограмма героина, а в 2008 году — свыше полутора тонн, то с начала этого года объемы изымаемых наркотиков возросли в пять раз, только одного героина изъяли 15 килограмм. В нашей стране на учете состоят 33 975 наркозависящих граждан, потребляющих героин и опий. По данным медиков, такие люди, как правило, умирают в течение 7-8 лет.
А теперь давайте представим картину: в Афганистане — урожай наркотиков, а в Таджикистане — тысячи бывших безработных гастарбайтеров. Чем им заняться? Как бы не хлынули к нам и через нас настоящие курьерские потоки с героином в котомках и желудках. Только с начала этого года пресечено 23 попытки наркоконтрабанды через Казахстан и это пока, как говорится, только начало…
Казалось бы, где американская база в Таджикистане и где наркотики в Казахстане? И не нам советовать руководству суверенного Таджикистана, какие принимать политические шаги. Просто хотелось бы, чтобы наши партнеры по СНГ хотя бы на полгода вперед просчитывали, что последует за тем или иным их решением.

Фото с сайта http://worldweapon.ru