Форум, организованный министерством по делам религий и гражданского общества, прошел в Астане. Сейчас в стране действует 229 общественных советов: 16 – на республиканском уровне, 213 – на региональном. В их рядах состоит 4 055 человек, в том числе 818 представителей НПО.
Бесспорным лидером среди себе подобных является общественный совет Алматы, что признали все участники встречи. К слову, о работе общественников Алматы в Астане знают больше, чем об их столичных коллегах.
Такое лидерство дается нелегко, признает председатель общественного совета мегаполиса Рахман АЛШАНОВ.
– У нас много представителей НПО и, скажем, не очень удобных людей, которые задают неудобные вопросы, иногда держат руководителей управлений по два-три часа. Говорят, на строительство арыков потратили два миллиарда тенге, отчет показывают. Нам отчетов не надо – покажите арыки! Неудобные вопросы по парковкам – люди в спецовке самовольно собирали деньги с автовладельцев, квитанций не давали. В год, по нашим подсчетам, сумма этих сборов составляла 3–4 миллиарда тенге! Когда внедрили систему платной парковки, сборы десятикратно возросли, но и к ним (компаниям. – Прим. авт.) есть вопросы. Мы внесли 81 поправку по этому вопросу, конечно, они были недовольны. Плюсы и минусы новых платных парковок в Алматы
Хотели во дворах платные парковки ставить, мы приглашали жителей, которые возмущались: если я пришла к бабушке, почему я должна платить?! При поликлиниках, школах, акиматах, в общественных местах хотели поставить, некоторые говорят – это же земля города, на каком основании там появятся платные парковки?
Другой вопрос – кто отвечает за сохранность машин, качество паркоматов, на которых пенсионеры не могут разглядеть цифр и букв, – рассказал “КАРАВАНУ” Рахман Алшанов.
Вопрос возник с имами – оказывается, большинство из них не имеют базового образования, 80 процентов работают без зарплаты.
– Мы поставили вопрос выделения грантов на их обучение. На разных мероприятиях сидят ученые, а имамы начинают им проповеди читать, которые не отвечают уровню аудитории. В это же время посмотрите, как рассуждают российские священники, какие темы поднимают. Или вот на повестке дня встала тема оказания ритуальных услуг. Это же большой бизнес, где кого хоронить, кто убирает. Ставят памятники – невозможно пройти, где архитектор, спрашивается? – продолжил глава общественного совета Алматы.
Сейчас у общественников идет дискуссия с “Казселезащитой”, которая, по словам Алшанова, намерена срезать 20 тысяч деревьев:
– По мнению наших экспертов, стоимость среза завышена. И надо ли столько рубить? Некоторые говорят, что деревья держат камни, а срез повысит угрозу. Поэтому мы приглашаем экспертов, специалистов, директоров институтов или тех, кто уже на заслуженном отдыхе, но имеет большой стаж работы. И нам тогда не могут сказать, мол, у вас в совете блогеры, что они знают?! Сидит профессор – что вы можете сказать ему?.. Порядка 2500 деревьев из-за расширения дорог и строительства зданий вырубят в Алматы
Но столь деятельна, как Алматинский общественный совет, меньшая часть аналогичных структур по стране. В иных регионах не до дискуссий с чиновниками, жаждущими потратить деньги налогоплательщиков на очередной “прорывной” проект. Представитель общественного совета из Акмолинской области, например, признался, что члены не умеют пользоваться соцсетями и создавать сайты.
А политолога Султанбека СУЛТАНГАЛИЕВА возмутил сам принцип работы общественных советов:
– Органы власти подошли к реализации проекта традиционно формально и с максимальным комфортом для себя любимых: включили в их состав уважаемых аксакалов и людей, максимально занятых своей собственной профессиональной деятельностью. И не может занимать важное место институт, который зависит от других органов власти даже в самом элементарном – оргтехнике, помещении!
Вопрос финансирования общественных советов вообще вызвал в зале самые горячие споры. Часть экспертов считает, что давать деньги им нужно – на те же канцелярские расходы.
Султангалиев уверен: средства выделять нужно, но не для содержания аппарата – иначе “мы получим очередной исполнительный бюрократический орган, а эффективность наших бюрократов мы знаем”.
А его коллега, политолог, член общественного совета Алматы Марат ШИБУТОВ уверен: если в эти структуры избираются лучшие люди города, отрасли и если они не могут найти денег на конверты или компьютеры, прочие расходы, то, наверное, это не такие уж лучшие.
Также был поднят вопрос о возрасте членов советов – при всем уважении к аксакалам Султангалиев, например, считает необходимым омолодить их состав. С ним согласился депутат мажилиса парламента РК Нурлан АБДИРОВ, по данным которого в общественных советах представлено только 5,5 процента молодежи. И только один совет из всех возглавляет молодой человек – в Усть-Каменогорске.
АСТАНА