На заседании Парламента депутат 26 сентября напомнил министру по делам экономической интеграции Жанар АЙТЖАНОВОЙ о недавнем вступлении большого игрока Таможенного союза – России – в ВТО и возникшей в связи с этим угрозе для казахстанского авторынка. Ведь после вступления в ВТО российские таможенные пошлины на автомобили снижены почти в два раза, в то время как у нас они остались высокими.
– Получается, после наших договоренностей происходят события, которые мы потом не отыгрываем в пользу своих граждан?! Сегодня мы защищаем только автомобильный рынок России, – пришел к выводу Абенов. Кроме того, учитывая, что пошлины в России ниже, естественно, все иномарки будут завозить в эту страну, а уже оттуда – в Казахстан:
– Там все будут растаможивать и потом везти к нам. Я смотрел последние сведения. В три раза увеличился завоз в Казахстан автомобилей из России.
Однако Жанар Айтжанова уверяет, что авто из России не заполонят казахстанский рынок:
– Да, импорт российских автомобилей растет – это единый рынок. Но мы также видим, что растет и наше производство.
Впрочем, министр признает, что объемы этого производства импорта далеко не соизмеримы.
Одновременно с вступлением в ВТО в России введен так называемый утилизационный сбор на новые и подержанные автомобили всех категорий – от легковушек до грузовиков. Его обязаны платить компании-импортеры и граждане, ввозящие иномарки. Но депутаты тут же напомнили, что утилизационные сборы не регламентированы ничьими соглашениями! В итоге нет никакой гарантии, что благодаря этим сборам Россия станет выравнивать цену с более высокими пошлинами в Казахстане.
Астана