В вопросе разобралась корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
Эксперты отмечают, что торговля людьми в основном нацелена на принудительный рабский труд, сексуальную эксплуатацию и оказание услуг в этой сфере, незаконную трансплантологию. Все это выливается в одну из глобальных проблем, затрагивающую почти все страны мира, калечащую жизни миллионов, превращая их в объект насилия и лишая человеческого достоинства. Среди жертв подобных преступлений есть и граждане Казахстана. И пусть торговля людьми в республике не носит массовый характер, однако подобные факты в РК стали встречаться все чаще.
Потому-то мажилисмены занялись внесением поправок в проект закона, касающегося торговли людьми в республике и имеющего на самом деле гораздо более широкий спектр проблем, чем это можно было бы представить изначально.
Так, проект закона РК «О противодействии торговле людьми в РК» был внесен правительством в Мажилис парламента 2 мая 2023 года. И, согласно данным депутата Марата Башимова, «отдельного закона о противодействии торговле людьми, как того требуют международные договоры в области прав человека, в Казахстане не было, поэтому его разработка обусловлена необходимостью совершенствования казахстанского законодательства с учетом международного права».
Однако в 2013 году, то есть 11 лет назад, в РК было подписано даже ужесточение наказания за торговлю людьми, и специалисты надеялись, что на тот момент данный закон хоть как-то повлияет и сможет сдержать аппетиты преступников в сфере, которая по прибыльности стоит на третьем месте после торговли оружием и наркотиками. Далее следует теневая торговля редкими и краснокнижными представителями фауны.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе пошла еще дальше, приняв в 2003 году план действий по борьбе с торговлей людьми. Этот план был призван предоставить в распоряжение государств-участников ОБСЕ всеобъемлющий инструментарий, который бы служил подспорьем в выполнении их обязательств по борьбе с данным видом преступлений. Он был основан на многомерном подходе к борьбе с торговлей людьми, в нем предусматривалось комплексное решение проблемы, включающее защиту жертв, предупреждение торговли людьми и судебное преследование тех, кто совершал это преступление или способствовал ему. Тем более, что торговля людьми является теневой.
При этом основным местом назначения для граждан Казахстана – жертв торговли людьми, обычно назывались Объединенные Арабские Эмираты, Турция и Россия.
Кроме того, согласно данным, которые были актуальны до пандемии, Казахстан сам являлся транзитной линией, через которую трудовые мигранты уходили в Россию и дальше в другие государства, при этом абсолютное большинство жертв торговли людьми провозили и продавали из Узбекистана.
Кстати, по мнению психологов, в социальных портретах преступников и их жертв, как ни странно, зачастую наблюдалось некоторое сходство.
Так, социальный портрет преступников выглядел следующим образом – как правило, это были люди преимущественно мужского пола – почти 60 процентов, а 40 процентов – женщины. И те и другие – в возрасте от 18 до 60 лет. При этом социальный статус торговцев людьми оказался поделен практически поровну между холостыми и незамужними и женатыми/замужними. И, хотя в своем большинстве они имели среднее и средне-специальное образование, однако подавляющее большинство при этом являлись безработными – почти 70 процентов. Но это лишь цифры сухой статистики, за каждой из которых – судьбы похитителей и их жертв.
Возвращаясь к новым поправкам в законодательство, отметим, что теперь в РК, согласно им, «за борьбу с торговлей людьми будут отвечать МВД и Министерство труда и социальной защиты населения».
При этом, как отмечают депутаты, законопроектом внедряется международный подход в противодействии торговле людьми – концепция четырех P (Пи): партнерство, предупреждение, преследование, помощь жертвам.
— Партнерство означает то, что впервые на уровне закона определены уполномоченные органы в лице упомянутых МВД и Минтруда. К ним добавлены функции других государственных органов, НПО, негосударственных коммерческих юридических лиц – субъектов туристской деятельности, агентств занятости.
— Предупреждение являет собой смещение акцентов на превенцию, включая оценку рисков торговли людьми. Предполагаются разработка методологии, проведение исследований по поиску причин, способствующих правонарушениям, их устранение.
— Преследованием вводится отсылочная норма на уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за все формы торговли людьми, включая принудительный труд, сексуальную эксплуатацию и извлечение органов.
— Тогда как помощь жертвам законодательно определяет понятие «жертвы торговли людьми» вне зависимости от возбуждения уголовного дела и прав самих жертв.
Астана