Кто и зачем вырубает сады в Бутаковке? - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+4 °C
Алматы
2024 Год
10 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто и зачем вырубает сады в Бутаковке?

Кто и зачем вырубает сады в Бутаковке?

Активисты Алматы бьют тревогу: под топор решили пустить яблоневые сады в Бутаковском ущелье, можно сказать, что это последние островки легендарного алматинского апорта.

  • 28 Октября 2016
  • 1963
Фото - Caravan.kz

Неужели власти города действительно отдали эти земли частникам? Но как это возможно, ведь деятельность на территории национального парка регулируется постановлениями правительства.

Битва за бутаковские сады развернулась на просторах Интернета. Активисты пытаются остановить вырубку деревьев – по имеющейся у них информации, десятки гектаров будут переданы частной компании. Работы по спилу деревьев уже идут полным ходом, на месте остаются только пеньки, ведет их ТОО Аple World. Мы нашли контакты этой организации, оказалось, она занимается выращиванием яблок и имеет десятки гектаров земель в Алматинской области в собственности. Главный вопрос, который нас интересовал: неужели частник решил захватить территорию парка? И как вообще это возможно?

Исполнительный директор компании Даурен АЛИБЕКОВ не стал прятаться от нас и ответил на все вопросы.

– Эти сады были посажены в 60-х годах прошлого столетия, они полностью себя исчерпали и уже лет 7–8 плодов вообще не дают, – начал с нами разговор Даурен Алибеков. – Деревья заражены, у них бактериальный ожог, и это уже не излечить. Деревья изучали ведущие специалисты научных институтов и дали заключение, что сад полностью заражен и его нужно выкорчевывать…

– А что за эксперты могли дать такой совет?

– Это эксперты Научного института плодоводства и виноградарства, Института защиты и карантина растений, Института имени Бектурова. Шесть экспертов смотрели сады, среди них был профессор Габриэлян, который сам их высаживал.

– У вас есть официальная бумага от этих экспертов?

– Конечно же, у нас есть заключение, мы можем предоставить его. Это протокольное коллегиальное решение с подписями, штампами. Они проводили обследование в июле этого года.

– И вы решили выкорчевать этот сад?

– О ситуации известно управлениям сельского хозяйства и природопользования города Алматы. Были и местные жители, мы рассказали всю ситуацию, как надо делать рекультивацию этого участка.

– А вы – это кто, простите, частная компания?

– Да, мы занимаемся яблоневыми садами, в Тургенском районе у нас около 80 гектаров, выращиваем 13 сортов яблок, в том числе на 7 гектарах – алматинский апорт. 100 гектаров в Уйгурском районе у нас. Это частная собственность. Мы не новички в этом деле.

– То есть у вас конкретный коммерческий интерес к этому участку?

– Мы откликнулись на предложение помочь высадить на этих 36 гектарах в Бутаковке яблони. Все. Апорт – не коммерческое яблоко. Он дает плоды на 8–9-й год, долго яблоки не лежат. Мы просто помогаем городу в восстановлении садов и возрождении апорта. Нас вызвали в акимат на совещание и попросили принять участие в программе. Мы пообещали, что уже весной высадим все деревья.

– Но люди не видят, чтобы деревья высаживали, видят, что остались одни пеньки. Впечатление, что территорию просто расчищают…

– Дело в том, что в этом районе невозможно работать иначе – если мы начнем выкорчевывать сейчас деревья, то склон может поползти. Это на высоте. Было принято решение, с учетом мнения профессоров, что необходимо провести спил деревьев и их утилизацию. Потом корни подвергаются химической обработке, и через 2–3 года они утилизируются сами. Новые деревья будем высаживать между рядов. В старом саду была схема советской посадки. Мы уберем 5 300 деревьев и посадим вместо них 6 тысяч. Это будут двухлетние саженцы апорта, у нас подписан договор с Научным институтом плодоводства и виноградарства о поставке чистых безвирусных саженцев. Мы уже их купили, и до весны они ждут высадки в питомниках. Мы проделали большую работу, но активисты мешают нам заниматься возрождением апорта…

– Как думаете, почему люди, несмотря на то, что вы вроде бы делаете благо, против ваших действий. Возможно, есть подводные камни, о которых умалчиваете? Наверное, тревогу вызывает вопрос, а не “прихватизировали” ли вы эти земли?

– Люди просто не могут понять, что это земля национального парка “Медеу”, у нас даже договор аренды не регистрируется, земля никому не уйдет. Она была передана городу постановлением правительства, и чтобы ее кому-то передать, нужно отменить его, а это вопрос очень серьезный. И нам это не нужно. У нас другой договор, мы занимаемся высадкой апорта, и если мы решим там кирпичик поставить, не говоря уже о заливке фундамента, договор автоматически будет аннулирован.

– А на каких условиях ваш договор по этому участку? Вы же все-таки коммерческая организация, и у вас должен быть интерес…

– У нас есть предварительный договор, 90 процентов урожая мы забираем, 10 процентов отдаем городу. При этом в планах организовать там экотуризм. Никаких заборов не будет, люди спокойно смогут передвигаться по саду. Мы планируем организовать конные прогулки, при этом желающие смогут собирать по килограмму яблок абсолютно бесплатно. Но, если начнется сбор в промышленных масштабах, конечно, мы это будем контролировать. Все будет открыто и прозрачно.

Планы звучат действительно безукоризненно, но тревога активистов города понятна. Мы не раз уже сталкивались с примерами, когда земли уходили частникам. Поэтому держать вопрос под общественным контролем необходимо.