Кто и как будет штрафовать владельцев самосвалов за слишком тяжёлые грузы - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто и как будет штрафовать владельцев самосвалов за слишком тяжёлые грузы

Кто и как будет штрафовать владельцев самосвалов за слишком тяжёлые грузы

Напомним, что министр транспорта недавно заявил, что тяжелые карьерные грузовики уберут с казахстанских дорог общего пользования в конце 2025 года или в начале 2026 года. Он привел в пример ситуацию в Западно-Казахстанской области, где, по его словам, перегруженные грузовики разбили новую дорогу, участвуя в ее же строительстве.

  • 26 Января
  • 8372
Фото - Caravan.kz

В этом разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Разбитая дорога Таскала — Ақкурай — Болашак, о которой упоминал министр, является трассой областного значения, далее ведущая до границы Российской Федерации. На ней отремонтировали один участок, но повредили другой. Первые 50 километров ремонтировал один подрядчик, но фирма, которая взялась за реконструкцию остального участка, уничтожила новый асфальт большегрузным транспортом. Так как первая компания давала трехлетнюю гарантию на покрытие, то понесла огромные убытки.

В ответе министерства на наш запрос указано, что в настоящее время уже принята норма о запрете движения тяжеловесных самосвалов, масса которых превышает предельно допустимую, по казахстанским автомобильным дорогам общего пользования и улицам населенных пунктов. Норма вводится в действие с 01.01.2026 года.

При этом представители министерства отмечают, что количество постов транспортного контроля ограничено, поэтому проверять вес транспортных средств можно только с помощью «перехода на цифровой формат и полной автоматизации процессов транспортного контроля». Вес машин будут фиксировать не видеокамеры, как говорил министр, а специальные автоматизированные станции измерения (АСИ), которые могут дистанционно и без участия человека привлекать к административной ответственности нарушителей по принципу системы «Сергек».

Для строительства и содержания АСИ планируют привлечь частные инвестиции. Кроме того, появятся операторы станций взвешивания, которые будут конкурировать между собой. В письме также указано, что «согласно представленной информации «КазАвтоЖол» до 2025 года на республиканских дорогах планируют установить порядка 60 АСИ». Кроме этого, для повышения эффективности контроля во всех регионах приняты Дорожные карты по обеспечению сохранности автомобильных дорог, в рамках которых предусмотрены «рядовые проверки за проездом тяжеловесных автотранспортных средств с участием правоохранительных органов, местных исполнительных органов и дорожных организаций». Также в законопроект планируют внести поправки, которые позволят наделить местные исполнительные органы функциями весогабаритного контроля и наложения штрафов за нарушение этих параметров и рассмотрениеяадминистративных дел по данной категории правонарушений.

То есть штрафовать владельцев тяжелых самосвалов будут акиматы. И эти деньги, по информации министерства, будут поступать в местный бюджет.

В письме указано, что «данные меры будут способствовать повышению эффективности контроля на местных дорогах, повышению ответственности руководителей местных исполнительных органов за обеспечением сохранности автодорог».

Следует отметить, что в 2013 году уже шла речь о строительстве автоматизированных арок взвешивания. Стоимость одной такой системы транспортного контроля оценивали в 45 миллионов тенге. Соответственно, установка шестидесяти арок потребует 2,7 млрд тенге. Разместить их могут только на въездах и выездах в города или на отдельных участках республиканских трасс. Как это решит проблему областных дорог, таких как Таскала — Аккурай — Болашак — гр. РФ, неизвестно.

Есть более эффективная система контроля за весовыми характеристиками авто. Не нужно устраивать рейды, оценивать и рассчитывать вес каждой машины, а надо всего лишь изменить условия проведения тендеров. 

К примеру, ввести систему квалификационных требований, которые предполагают установку системы датчиков по загрузке автомобиля в режиме реального времени. Существуют датчики нагрузки на ось — это небольшие устройства, фиксирующие весогабаритные параметры автомобиля. Они могут измерять давление на подвеску или изменение ее положения. Информация с датчиков передаётся на бортовое устройство —  терминал. Таким образом, владелец транспорта в реальном времени может отслеживать нагрузку на оси, чтобы избежать перегрузов. Показатели каждого датчика в таком случае отображаются на экране терминала либо в мобильном приложении, установленном на телефон или планшет. Информация может передаваться по сети в корпоративную CMS, что даёт возможность

удалённого контроля нагрузки в реальном времени.

Именно такую систему и предложила рассмотреть корреспондент Caravan.kz. С одной стороны, установка таких датчиков выгодна для самих подрядчиков, с другой стороны — это упростит контроль за перегрузом со стороны госорганов.

«Предлагаемая Вами установка системы датчиков по загрузке автомобиля в режиме реального времени, действительно, вызывает определенный интерес. Данная система, несомненно, благоприятно отразится на дальнейшей эксплуатации и качестве автомобильных дорог. Следует отметить, что аналогичные системы контроля ранее в автодорожной отрасли не обсуждались, и на сегодняшний день данную систему можно отнести к инновациям. Для внедрения данной системы потребует время для всестороннего изучения и обсуждения, а также возможности внедрения», — написано в ответе на запрос за подписью вице-министра Сатжана Аблалиева.

Как мы уже писали, министерство также предлагает ввести норму, позволяющую перевозить грузы с перевесом до определенного предела при наличии специального разрешения, за которое перевозчики должны будут заплатить. Возникают вопросы: как будет определяться размер оплаты и куда пойдут эти деньги?

Судя по ответу на запрос, перевозчики просто заплатят заранее штраф за перегруз и большие габариты.

«На сегодняшний день административные штрафы за превышение весовых параметров тяжеловесных автотранспортных средств соразмерны ущербу, нанесенному дорожному полотну. Установленные в Республике Казахстан допустимые параметры осевых нагрузок гармонизированы с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» от 9 декабря 2011 года № 877», — ответили на вопросы представители министерства.

Специальное разрешение выдается органами транспортного контроля или органами государственных доходов после установления маршрута движения и уплаты перевозчиком всех налогов. Документ будет действовать в течение указанного в нем срока и выдаваться на одно автотранспортное средство, перевозящее однотипный крупногабаритный или тяжеловесный неделимый груз. Специальное разрешение на делимый груз (песок, щебень и т.п.) не выдается.

Но если оплата за спецразрешение идентична штрафу, нужно ли оформлять такие документы? Судя по всему, разрешительная система еще совсем «сырая» и требует дополнительных обсуждений и рассмотрений.