Однако, лишенный прав сосед, не сдается: друг обещал помочь. «Что я теперь, два года пешком буду ходить?» — ворчит сосед. — «Сейчас все решается за деньги!». И тут с Витей не поспоришь — сейчас за деньги можно практически все, главное знать, кому эти деньги дать.
Что удивительно, наличие взяток и взяточников — никто не отрицает, все прекрасно знают о наличии проблемы, о том, что ее нужно решать, о том, что взяточничество — наш общий бич. «Предлагаю покончить со взятками раз и навсегда!», — кричит на антикоррупционных заседаниях иной толковый чиновник. Правильно — кто ж заподозрит такого ярого борца в том, что джип и дачу он купил не на зарплату, а на «большое спасибо», полученное за продвижение дела, ну, скажем, такого, как у моего соседа Вити. Да и доказательств нет — ведь сейчас существуют тысячи схем получения денег за помощь в решении проблем: совершенно необязательно передавать взятки в виде денег и лично в руки благодетелю. Можно, к примеру, воспользоваться посредником.
Это вам только на первый взгляд может показаться, что посредник — это человек, зарабатывающий, как сказали бы раньше, спекуляцией, а значит — он лишнее звено в цепочке. Но у представителей этой древнейшей профессии немало обязанностей, исполнение которых подразумевает нелегкий труд, а иногда и опасность! В конце концов, посредники такого рода — никто иные, как профессиональные взяточники, двигатели коррупции, наличие которых устраивает остающихся в тени получателей, и желающих скорейшего продвижения дела отправителей.
Хотите ли вы «откосить» от армии, купить права или диплом университета, в котором вы ни разу не бывали, либо избежать долгого ожидания при оформлении частного предприятия и многое другое — вы ищете посредника, через которого можно «договориться». Иные склонны конспирироваться, другие, чувствуя безнаказанность, сами предлагают свои услуги. Впрочем, ускорению любого дела, в том числе и взяточничеству, способствует интернет: если вы не знаете, как и кому дать взятку — спросите об этом у всемирной сети. На вопрос в любом поисковом сервисе: «как давать взятку» по соседству с «как давать коту таблетки» и «как давать эспумизан», вы найдете более 1 миллиона ответов на интересующий вопрос.
Водитель петропавловской маршрутки, лишившийся прав, сделал еще проще — разместил в Интернете объявление: «Помогите вернуть права».
«На следующий день мне позвонил неизвестный и предложил решить проблему,» — рассказывает водитель маршрутки Айдар Садыков. — «Мужчина назвал сумму — 300 тысяч тенге, и сказал, что пока дело не дошло до суда, это легко можно решить. Права — мой единственный заработок, мы стали собирать деньги, назанимали в долг. Передавали деньги через посредника — молодой лысый мужчина сказал, что мы долго собирались, и потребовал добавить еще 50 тысяч. Но денег таких не было — пришлось отказаться». (Позднее Айдар обжаловал решение о лишении его прав и добился возвращения документа законным путем.)
Впрочем, несостоявшаяся взятка вряд ли сильно ударит по прибыли неизвестного. Ну что ж, работа специфическая — есть минусы, но на то они и профессионалы, чтобы после отбытия наказания возвращаться к работе: согласно нормам УК посредник в даче взятки получает куда меньший срок, чем конечный получатель. А место погоревшего («на срок от 1 до 3 лет») посредника временно будет занято кем-то другим — это даже не дракон о трех головах, а гидра.
Приложив некоторые усилия, с помощью Интернета и телефона я вышел на посредника, предлагающего решить вопросы, связанные с продвижением документов в одном из учреждений областного центра. Молодой человек, который представился Александром, оказался на редкость разговорчивым: как оказалось в данный момент он нигде не работает, недавно освободился из мест лишения свободы, где (в колонии-поселении) отбывал наказание за получение взятки на службе. Предлагаемые им теперь услуги касаются того самого заведения, где он несколько лет назад работал: «Схемы не изменились, все по-прежнему. Большинство приходящих в организацию вживаются в систему и продолжают работать так, как установилось уже очень давно». По мнению Александра бороться со взятками можно только одним способом — легализовать их.
Такие дела. Представляю, как существующая армия посредников выйдет из тени и сразу пополнится тысячами нахлебников: устроиться на работу — вам поможет посредник, сходить в больницу — посредник, вылечить зуб — посредник, устроить ребенка в детсад — посредник. Того и гляди, повидаться с женой и ребенком, или просто сходить в туалет — можно будет только через посредника, иначе этот вездесущий работник сервиса создаст канитель, волокиту и бюрократию даже в ваших личных отношениях.
В качестве примеров посредничества можно было бы привести несколько очень известных на всю страну случаев, которые с лета прошлого года были поводом для разговора чуть ли не более частым, чем погода: это ж надо НАСТОЛЬКО КРУПНЫХ чиновников еще не уличали.
Так, республиканские СМИ облетела информация о том, что аким Петропавловска Владимир Никандров прячется в реанимации: «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества» — по такой статье возбуждено уголовное дело. Под раздачу попали еще несколько чиновников акимата города.
Взяточничество — это преступление. С этим нужно бороться, и бороться нужно только одним методом — не давать взяток, не обращаться к посредникам, а требовать исполнения ваших законных прав — в госорганах, в любых учреждениях. Пора уже избавиться от привычки быть просителем: каждый человек — гражданин. У вас есть не только обязанности, но и права. А если вам препятствуют, обращайтесь в правоохранительные органы, в прокуратуру например, в департамент по борьбе с коррупционными преступлениями…
Только вот беда — и там, в святилище антикоррупционности все может случиться…
Так, например, к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима с конфискацией за взятку был приговорен бывший начальник департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Северо-Казахстанской области Султан Ногаев.
Остается только добавить, что сосед Витя права выкупить не смог — посредник погорел на взятке. Впрочем, Витя не отчаивается — у гидры много голов.