Кто будет после Каримова? - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+6 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто будет после Каримова?

Кто будет после Каримова?

За год с небольшим до президентских выборов в Узбекистане многих волнует вопрос: останется ли на посту главы государства Ислам Каримов или передаст бразды правления другому человеку?

  • 9 Ноября 2006
  • 4149
Фото - Caravan.kz

Хотя наиболее вероятна третья версия развития событий: Каримов получит статус первого президента Узбекистана, сядет в кресло руководителя Сената или Олий Мажлиса, оставив за собой реальные рычаги управления страной.
В данном контексте необходимо бросить взгляд на политическое поле, которое оставляет после себя Каримов. Прошумевшие в начале 90-х годов бирликовцы и эрковцы давно находятся в далекой эмиграции и за долгие годы жизни за рубежом потеряли все имевшиеся связи с родиной, рычаги влияния на общественное мнение и организационную структуру, способную их поддержать.
Все созданные за годы независимости партии, представленные в законодательном органе страны, считай, одна партия, матерью которой стала Либерально-демократическая партия Узбекистана. Они не предлагают альтернативы тому пути, который ныне привел страну к полной экономической несостоятельности.
Оппозиция существует в полуобморочном состоянии, а партию «Озод дехконлар партияси» («Партия свободных аграриев») всерьез воспринимать нельзя. С чем это связано? В первую очередь с тем, что ни Нигара Хидоятова, ни Марат Захидов, ни заметно пострадавшая «Солнечная коалиция», ни другие лидеры оппозиции на сегодняшний день не способны выдвинуть из своих рядов человека, который бы по своим личностным возможностям мог бы реально противостоять Каримову. Надо признать, как личность Каримов очень силен.
Но, быть может, будущий президент появится не из среды переругавшейся друг с другом за лидерство оппозиции, а из государственного аппарата, который собственными руками сотворил узбекский президент?
Долгое время, преемником Каримова называли министра экономики Узбекистана Рустама Азимова. Яркий представитель ташкентского клана, отлично владеющий английским языком, он вызывал на Западе лишь положительные эмоции. Конечно, сам он нисколько не изменился. К сожалению, изменился сам Каримов, после андижанских событий, предприняв ряд кадровых перестановок в высшем руководстве страны. Естественно, все аппаратчики прозападного толка были или отдалены от управления министерствами и ведомствами, или ушли в отставку. Азимов свой пост сохранил, но сильно потерял шансы стать преемником.
В свете довольно скучной политической палитры, где ощущается острый дефицит потенциально сильных личностей, есть одна фигура, которая в эпоху смут и шатаний сохраняла свое реноме. Политические пристрастия и антипатии официального Ташкента прошли мимо нее, даже не задев. Да и она сама не была в гуще политических событий, ибо являлась дочерью президента.
Гульнара Каримова. Получив довольно солидное образование на Западе, она занялась бизнесом. Разумеется, многие риски, с которыми сталкивается, и еще долго будет сталкиваться средний и крупный узбекский бизнес, ей неведомы. Дочь президента на Западе, и дочь президента на Востоке — разные вещи. Перед ней не стояли бюрократические заслоны, ибо они открывались автоматически. Даже не надо было ничего говорить.
Кто-то считает ее удачливой бизнес-леди. Склонен думать, что удача приходит к Гульнаре по факту ее рождения. Мало кто в Узбекистане способен отказать дочери президента. Став руководителем Центра политических исследований, она организовала претендующую на глобальность энергетическую конференцию в Ташкенте.
Октябрь 2005 года, когда представители всех стран СНГ и ШОС собрались в уютном зале отеля «Дедеман», стал месяцем инициирования идея «единого энергетического клуба ШОС». Это сейчас пальму первенства отдают российскому президенту Владимиру Путину, но еще за несколько месяцев до того, как он озвучил эту идею, об этом говорила Гульнара Каримова.
Она может под псевдонимом «Гугуша» петь с экранов узбекского телевидения популярные узбекские песни, в футболке и джинсах открывать неформальные молодежные форумы, и еще много чего. Но то, что было сделано в январе 2006 года, не поддается никакому логическому объяснению. Конечно, в Узбекистане многие знают, что журнал «Белла Терра» принадлежит Гульнаре Каримовой. Знают, но не предполагали, что первый номер журнала этого года выйдет с пространным интервью самой владелицы. Что это могло означать?
Можете поверить на слово, в Узбекистане такие вещи происходят крайне редко. Семья Каримовых, по сути, очень замкнутая семья. Информация оттуда в средства массовой информации просачивается весьма скудная, и крайне редко. А здесь вдруг большое интервью с иллюстрациями и даже стихами, которые любит в свободное время сочинять Гульнара.
Давайте попробуем сконструировать ситуацию, которая сложилась в Узбекистане зимой 2006 года. Со времени жесткого подавления андижанского мятежа прошло семь месяцев. Здесь необходимо уточнение. Технология подготовки статей и интервью в такое издание как иллюстрированный дорогой журнал имеет свою специфику. То есть решение об интервью было принято где-то осенью 2005 года. Это время характеризуется тем, что глобальная критика официального Ташкента за его нежелание допускать независимую комиссию по расследованию андижанских событий стала постепенно сходить на нет. Мировое сообщество стали волновать более важные вопросы бытия, и Узбекистан отходил на второй план.
Другой фактор. Только-только подписан союзнический договор с Россией, и Каримов уже меньше волнуется по поводу негативной реакции Запада на Андижан. Он стал другом Москвы, а в рамках ЕврАзЭС и ШОС ощущает заботу со стороны Путина.
И последний фактор. До президентских выборов в Узбекистане осталось два года. Срок вполне приемлемый, чтобы успеть раскрутиться в глазах узбекской общественности. Обычно в мировой практике оппоненты глав государств начинают некоторое шевеление в период за полтора-два года до выборов.
Означает ли такой мощный пиар-ход, что в Узбекистане есть силы, готовые поддержать Гульнару Каримову в ее претензиях на лидерство? То, что интервью было вскорости перепечатано другими солидными российскими журналами, говорит о серьезности намерений организаторов акции. В практике солидных изданий редко найдешь прецеденты, когда они перепечатывают статьи из других источников. На этот раз они на это пошли. Что свидетельствует и о том, что в той же России наличествуют силы, поддерживающие Гульнару Каримову и делающие на нее ставку.
Об ангажированности интервью говорит и тот факт, что в нем нет ни слова о политике. Гульнара как человек, мать, бинес-леди, поэт и даже штрихи к истории о самолете с золотом, о которой ни Россия, ни Узбекистан даже вспоминать не хотят. Такая открытая отстраненность от политических мотивов как бы говорит людям: Гульнару необходимо несколько абстрагировать от того, что сейчас происходит в Узбекистане. Она — дочь Ислама Каримова, только и всего. Она не несет никакой ответственности за ошибки, допущенные в политической и экономической сферах. Она вне того, что вы, обыватели, не любите.
В данной связи вполне уместно вспомнить событие, которое произошло в Ташкенте в середине марта 2006 года. Один из оппозиционных сайтов распространил информацию о том, что Каримова хотят наделить пожизненными президентскими полномочиями. Говорили, что один из членов верхней палаты парламента, якобы, выступил с предложением внести в Конституцию поправку, допускающую пожизненный президентский срок для действующего главы государства. Структура политической жизни Узбекистана столь непрозрачна и противоречива, что подобные слухи здесь штампуются довольно часто.
Источники в Сенате (верхняя палата узбекского парламента) сообщили, что идея пожизненного президентского срока даже не рассматривалась. Рассматривали вопрос о статусе первого президента Узбекистана. Он был бы присвоен Каримову, захоти он добровольно покинуть свой пост. А теперь подумайте…
Зачем Гульнаре Каримовой так мощно пропагандировать свой привлекательный образ в январе 2006 года и в Узбекистане, и в России? Зачем вопрос о статусе первого президента поднимается через два с лишним месяца после выхода всем известного интервью? Можно предположить, что взаимосвязь событий прямая. Каримов хочет прозондировать почву на предмет своего добровольного ухода с поста, а дочь фактически начала президентскую гонку.
Насколько все высказанные соображения соответствуют действительности, покажет время.
Ведь ждать осталось совсем ничего — один год.

Фото с сайта http://www.np.kz