Кто будет давать и брать взятки после реформирования КСК? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто будет давать и брать взятки после реформирования КСК?

Кто будет давать и брать взятки после реформирования КСК?

В одном из алматинских КСК произошла пребанальнейшая вещь – пришел к ним с проверкой инспектор от одного из поставщиков коммунальных услуг.

  • 4 Апреля 2018
  • 3477
Фото - Caravan.kz

Обозрев общедомовое хозяйство, ткнул пальцем в провода и сказал: не положено, будем оформлять штраф. Понятно, что председатель не хотела никаких осложнений и предложила договориться, незваный гость ломаться не стал и взял на лапу.

Мы намеренно не приводим ни названия кооператива, ни проверяющей организации – не та у нас цель. Как помнят наши постоянные читатели, в последних номерах мы примеряем на себя жизнь, которую хотят уготовить для нас реформаторы ЖКХ.

Вот если вы впервые читаете наш раздел, то и не знаете, что в случае принятия их поправок никаких КСК в Казахстане больше не будет, а вместо них в каждом многоквартирном доме будут созданы объединения собственников имущества – ОСИ – “один дом – одно ОСИ – один банковский счет”.

Не знаете вы и о том, что заработает к тому или другому времени единый веб-сайт, где у каждого ОСИ будет, скажем так, свое место, куда будут выкладываться все документы объединения для ознакомления с ними собственников, здесь же будут проходить виртуальные общие собрания. Деньги для накопления средств для проведения капитального ремонта вы вместе с другими владельцами квадратных метров будете перечислять не на счет ОСИ, а в специальный фонд, о котором ничего не известно и регламент деятельности которого умельцами-реформаторами в их предложениях не прописан. Одним словом, чудес ожидается много, и подробно прочитать о них вы можете в разделе “Вся власть хозяину!” на нашем сайте caravan.kz.

А мы возвращаемся к нашим хулиганам-взяточникам.

Дело в том, что данный кооператив обслуживала сервисная организация и соответственно должна была следить за всеми трубами, вентилями, проводами и прочим общедомовым добром.

По логике – раз это их недосмотр, то и взятки платить должны были они, о чем прямо было сказано на собрании одним из собственников. Председатель была из новеньких, с ответом не нашлась, а возмущение других владельцев, мол, а почему вообще встал вопрос о взятке, раз сервисная компания “накосячила”, то пусть платит штраф – в чем проблема. Забегая вперед, скажу, что вопрос так и повис в воздухе, ответа на него у управдома также не нашлось.

Но вопрос-то был поставлен правильно – за качество оказанных услуг и проведенных работ нужно отвечать.

Другой аспект: была ли прописана эта самая ответственность в договоре, вот здесь апашка надвое сказала. Сейчас в Казахстане не существует типового договора на оказание услуг сервисной организацией, все отдано на откуп бизнесу. А документик-то преважнейший: в нем должны быть прописаны не только ответственность за качество оказанных услуг, но и гарантийные сроки, а также то, как часто представители сервисной организации должны инспектировать общедомовое имущество и какой документ должен быть при этом оформлен, кем производится закуп запасных частей, материалов и т. д. Как видим, данный договор должен отражать много разных и важных вещей, что на практике сейчас встретить можно нечасто.

Вот здесь наступает минута славы для реформаторов: в своих поправках в жилищное законодательство они предусмотрели создание такого документа: “статья 10-2. Компетенция уполномоченного органа.

Уполномоченный орган:

10-6) утверждает типовую форму договора между высшим органом участников объекта кондоминиума или органами управления ОСИ с субъектом сервисной деятельности, а также типовой контракт с наемным физическим лицом, как органом управления ОСИ”. Уполномоченный орган в данном случае – это министерство по инвестициям и развитию РК, в чьей компетенции сейчас находится сфера ЖКХ. Темные пятна на “светлом” будущем: новые вопросы о реформе КСК

Нужно сказать, что на него возложена еще одна важная миссия: “…разрабатывает и утверждает методику расчета сметы расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума, включая методику расчета минимального размера эксплуатационных расходов”.

Методику расчета сметы расходов данное ведомство и так сегодня разрабатывает и утверждает, а вот методику расчета минимального размера расходов – это впервые.

Для тех, кто не в курсе, поясним: разработчики реформы из лучших побуждений предлагают назначать сверху для каждого города минимальный размер ежемесячных платежей на расходы на содержание общедомового имущества. Обрадоваться пока не можем, нужно посмотреть, сколько насчитают, отношение у нас и у собственников к этому ноу-хау сдержанно-настороженное.

Но вернемся к сервисным организациям – туману здесь много…

Управляющая компания под прикрытием

Вновь обратимся к прекрасной памяти наших постоянных читателей, так вот они не дадут соврать, что первоначально реформаторы с особой любовью и щемящей заботой отнеслись в своей концепции перемен к управляющим компаниям.

Только им отдавалось право на содержание общедомового имущества и даже делегировалось право распоряжаться деньгами собственников, находящимися на банковском счете ОСИ.

Такого обожания мы и другие здравомыслящие эксперты не поняли, о чем без обиняков не однажды написали в своих материалах, и теперь само понятие “управляющая компания” в предлагаемых реформаторами поправках не существует.

Предположу, что данные структуры скрываются под безобидным названием “субъект сервисной деятельности”: “24-1) субъект сервисной деятельности – физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по содержанию объекта кондоминиума, на основании договора с высшим органом участников объекта кондоминиума или органом управления ОСИ”. Вот все, что сейчас открыто написано в поправках, и ни слова о каком-либо регламентировании деятельности. Большой куш: чего добивается "дочка" "Базис-А"

В российском Жилищном кодексе, взятом нашими разработчиками за основу своих идей, такого вольнодумства нет:

“1-3. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего кодекса случая” (статья 161. Жилищный кодекс РФ).

Первоисточник наших реформ вообще не допускает никаких самовольных выходок, когда речь идет об управлении общедомовым имуществом.

В нем четко прописано, за что и кто отвечает, если управлять хозяйством будет само товарищество (ТСЖ – товарищество собственников жилья) или жилищный кооператив, но что для нас особо ценно – здесь прописана ответственность управляющих компаний: “2-3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (статья 161. Жилищный кодекс РФ)”. Почему в новых реформах ЖКХ есть "российский след"

Вот мы и вернулись к тому, с чего начали сегодняшний разговор, – кто должен платить штрафы.

О даче взяток, как вы догадываетесь, и речи быть не может, и сам автор, и редакция данные действия осуждают, и ни в коем случае никого к этому не призывают. Но, когда прочитаешь российский кодекс, невольно возникают вопросы к нашим разработчикам: а почему вы перенесли “ответственность” в типовой договор, ведь закон стоит выше данного нормативно-правового акта, и почему в предлагаемых поправках вами не предъявлены никакие требования к субъектам сервисной деятельности – сами же говорите, что управлять этим хозяйством абы кто не сможет.

Неплохо было бы и потребовать от этих субъектов прозрачности, как это сделано в первоисточнике ваших идей:

“Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг…”.

Понятно, что в вашем варианте деньги будут поступать на счет ОСИ, и оно будет отчитываться перед собственниками, но подобная открытость сняла бы вопрос коррупционных связей между председателем ОСИ и руководством субъекта сервисной деятельности: откаты дают не только чиновникам, если вы не в курсе.

Повторю, что пишем мы все это не за-ради одной критики, а за-ради хорошей жизни и здравомыслия министров и депутатов, которые будут эти поправки рассматривать, прежде чем их вынести в парламент и принять. Мы же со своей стороны обещаем рассмотреть под лупой все до последней запятой. Засим и закончим на сегодня.