Да, тогда, в далекой эпохе СССР, существовал единый собственник жилищного фонда — государство, вернее, то что выступало от его имени — тресты коммунального хозяйства и их структурные подразделения или попросту — домоуправления. А те, кто жил в домах, принадлежащих государству, то есть самые обычные люди, подчинялись их законам. Тогда именно государство устанавливало правила проживания в домах, а так же плату за жилье. Причем такую, что недовольных было ну очень немного. Государство же выбирало тех, кто будет ответственным за то или иное жилье, а также будет отвечать за текущий и капитальный ремонт закрепленного дома.
Но каким бы прекрасным не было государственное жилье, выделяемое по очереди или по блату, каждый в душе мечтал стать собственником нескольких десятков квадратных метров жилья. И поэтому, нагрянувшая на совковые головы приватизация вызвала всеобщее ликование. В надежде поскорее вступить в права хозяев, народ выстраивался в огромные очереди для оформления массы документов, подтверждающих законность нововведения. Ведь теперь ни перед кем не отчитываясь, каждый мог самостоятельно распоряжаться собственным жильем, ставшим обузой для государства, переживающего не лучшие времена. Как, собственно, и большинство жилого фонда. Брали все, не задумываясь о том, в каком состоянии и сколько домам времени. Об этом задумались позже, когда дома стали ветхими, даже по самым жестким меркам. Ведь наш народ, к сожалению, до сих пор не научен читать договоры тщательно и вдумчиво.
Вот и о том, что тогда государство брало на себя обязательства только по тем домам, которые в 1992 году были включены в список нуждающихся в проведении капитального ремонта, наши люди не прочитали. Дома, включенные в титульный список, конечно, были, но их было немного. А значит, большинству владельцев квартир придется позаботится и о состоянии всего дома.
Приватизация прошла. Не стало единого собственника квартир. То есть вместо одного, появилась масса собственников. И ради справедливости надо сказать, что далеко не все из них в полной мере понимают, что же произошло в самом деле.
Те организации, которые раньше были государственными, отныне должны были вступить в гражданско-правовые отношения с каждым собственником, то есть заключить договор на обслуживание. То есть, случился хаос… Причем, хаос, осложненный экономическим кризисом. Домоуправления не смогли выстроить систему договорных отношений, постепенно разоряясь и уходя в небытие. Средств, поступавших на содержание домов, не хватало даже на покрытие ежемесячных расходов, процесс разрушения подгоняла и инфляция. Да-да, это те самые времена, когда получку выдавали раз в полгода, а некоторые ее не видели и годами. Неустойчивая система, была не в состоянии справиться со сложившимся кризисом. В домоуправлениях без зарплаты работать никто не хотел. Для того, чтобы рассчитаться с сотрудниками, продавалось основное имущество. Ведь домоуправления были обеспечены определенным запасом техники, материалов, производственными помещениями. Все это шло «с молотка»…
12 специализированных домоуправлений частично исчезли, а чудом выжившие — попросту сменили профиль деятельности. И тогда мы получили вместо них порядка 600 КСК.
Те зимы середины девяностых, Петропавловск запомнил надолго.
Возникла реальная угроза того, что большинство неподготовленных домов попросту не дотянут. Тогда по инициативе акима города были созданы КСК. Петропавловск был первым городом в Казахстане, который ввел такую систему. КСК — кооператив собственников квартир… Люди приняли то, что им дали в руки. Только вот не припомню, чтобы состоялась официальная передача наших домов в ведение КСК. Нас вместе с нашим теперь уже собственным жильем просто передали из рук в руки. КСК стали создаваться летом 1994 года. А вызвано это было, скорее всего, попросту желанием выжить…
Но что такое КСК, и как он работает, тогда мало кто знал. Не было и примера построения определенной системы новообразования. Не было тогда еще ни постановления, ни закона «О жилищных отношениях». Они появятся лишь в 1996 и 1997 годах соответственно.
Первые кооперативы регистрировались решением акима. Жители домов создавали инициативные группы и шли в акимат с заявлениями, где им выдавался типовой устав. Быстро, без лишних бюрократических проволочек. За что огромное спасибо сотрудникам акимата.
Это было очень сложное время. Тем не менее, люди видели общую беду, понимали, что нужно что-то делать!
Но как водится, без проблем не обошлось. Прийти к единому решению непросто даже двоим, а в домах бывает квартир и больше сотни. И те, кто живет на первых этажах не хочет слышать о проблемах тех, у кого в полном смысле слова крыша над головой, а те, кто живет высоко, мало задумываются о запахах из подвала… А те, кто посередине — придерживаются нейтралитета, так как с крыши им не каплет, а из подвала мыши не лезут. И тогда все дружно, ссылаясь на экономический кризис в стране, отказываются платить за предстоящий ремонт. И заставить это делать людей было практически невозможно. Тогда и это дело возложили на плечи еще неокрепшего КСК. Худо-бедно пережив угрозу остаться без света и газа, владельцы квартир успокаивались и ждали очередного катаклизма подъездного масштаба. Потом люди стали жить лучше и требовать больше. Вот тогда-то и начались разговоры о том, а нужно ли КСК? Многие перестали платить в фонд КСК, многие дома попросту от него отказались.
— Мне очень интересно, кто контролирует работу КСК, — интересуется житель дома по ул. Мира, 201 в Петропавловске. Платим, платим, а работы никакой не видно.
КСК — это школа самоуправления. У всех его членов — общий интерес. Никто не запрещает собираться и обсуждать общие проблемы. В это не вмешивается ни государство, ни акимат. Нет никакого заинтересованного лоббирования, влияния. Чистая демократия, чистый рынок. Никто не может заставить нас выбрать в управление неугодного нам человека. Никто не заставляет его поддерживать или снимать с поста. Эта ситуация показывает наш уровень, то, как мы будем решать другие проблемы — политические, государственные.
Никому не хочется скандалить и жить плохо! Создание системы и ее поддержание требует определенных затрат. В том числе и материальных. И на эти затраты нужно идти, понимая, что эта система сохраняет нам то, что дорожает. Не будем считать, что кризис — это временное явление. Но недвижимость в городах имеет тенденцию дорожать. У нас есть мотивация сохранять и приумножать нашу собственность. Это тоже нужно понимать.
Если мы входим в подъезд, где стены разрисованы еще нашими отцами, в лифтах отсутствуют все кнопки, а в углу уже месяц тлеет мышиный трупик, желание приобрести в таком доме жилье само собой улетучивается. Это прямой указатель на то, что и цена такой квартиры будет гораздо ниже.
Совершенно иначе чувствуешь себя в подъезде, где на железных дверях кодовый замок, занавески, цветочки в гаршочках. Собственно для этого и нужна организация, которая защищала бы интересы граждан, собственников жилья — КСК…
Но давайте посмотрим, как проходят собрания в большинстве КСК. Чаще всего они заканчиваются ссорами, а порой и банальной руганью. Но оттого, что мы вышли и поругались, существующие проблемы не решатся. А это значит, что дом наш останется «больным». А это значит, что у нас есть шанс долго лечить запущенную болезнь.
Так почему же, спустя столько лет, по-прежнему спорят о том, должен ли собственник квартир платить за содержание своего имущества, освобождают ли конкретного человека какие-то обстоятельства от обязанностей собственника.
Всем нам просто необходимо понять, что система КСК сравнима с системой здравоохранения или образования. Все это не разовая акция. Ведь дома по-прежнему строятся, и им предстоит укрывать нас от холода и жары, непогоды и других неприятностей. Поэтому нам необходимо как можно быстрее осознать свою новую роль в новых условиях. Настало время, когда нужно зарабатывать деньги, чтобы система содержания домов окупалась. Но как это сделать? И главное кому? Ведь специалистов старой закалки очень мало в «боевом строю», а молодежь ищет высокие заработки. А в жилищном фонде проблем не убавляется и даже наоборот. Но ведь если правильно обслуживать дом, мелкие поломки устранять вовремя, то и ремонт будет более дешевым. К этому и призывают КСК.
Нельзя забывать о том, что собственность — нечто важное из того, что мы имеем. Когда нам, дееспособным, нормальным людям предлагают войти в правление, стать председателем, мы отвечаем отказом. А зачем нам это, у нас и других дел по горло! Вот и получается, что в большинстве случаев мы доверяем решение очень важных вопросов «кому-то». И начинаем делить всех на жителей и КСК. Странная позиция, не правда ли? Мы их избрали, и от них же открещиваемся, как от нечистой силы. Так что же мы решим? Останемся в грязных, неотремонтированных домах, или позволим КСК делать их работу?
Или у кого-то есть другие варианты сохранения наших личных квартир в домах, которые никому не нужны?
Фото mr-spb.ru