К.Саудабаев: Политическая элита стран ОБСЕ и международное экспертное сообщество дают самую высокую оценку казахстанскому председательству - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+14 °C
Алматы
2024 Год
2 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
К.Саудабаев: Политическая элита стран ОБСЕ и международное экспертное сообщество дают самую высокую оценку казахстанскому председательству

К.Саудабаев: Политическая элита стран ОБСЕ и международное экспертное сообщество дают самую высокую оценку казахстанскому председательству

Казахстан готовится к проведению крупнейшего политического форума за всю свою историю - Саммита глав государств-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Астане 1-2 декабря.

  • 15 Ноября 2010
  • 2948
Фото - Caravan.kz

О том, какое значение имеет проведение этого Саммита в нашей столице, о результатах казахстанского председательства в ОБСЕ в беседе с корреспондентом Казинформ рассказывает Действующий председатель Организации, Государственный секретарь-министр иностранных дел Республики Казахстан Канат Саудабаев.

— Канат Бекмурзаевич, близится к завершению председательство Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Как оценивает мировое сообщество работу Казахстана на этом посту?

— Прежде всего, я хотел бы сказать о том, что единогласное решение 56-ти стран-участниц ОБСЕ о председательстве Казахстана в этой уважаемой международной организации явилось объективным признанием и высокой оценкой тех впечатляющих успехов нашей страны, которые достигнуты за эти недолгие годы независимости, под выдающимся лидерством нашего Первого Президента, признанного общенационального Лидера Нурсултана Абишевича Назарбаева.

За эти годы Казахстан из никому не известной республики в составе СССР превратился в экономически сильное, демократическо-развитое государство, надежного и уважаемого партнера международного сообщества, который вносит весомый вклад в обеспечение региональной и глобальной безопасности. Для наc это — и высокая честь, и огромная ответственность, поэтому Президент Казахстана на инаугурационном заседании Постоянного совета ОБСЕ 14 января этого года изложил в своем историческом, по сути, видеообращении к странам — участникам Организации основные цели и приоритеты казахстанского председательства.

В начале нашего председательства было немало и скептических оценок наших возможностей, но было и немало ожиданий, что новое государство сможет придать определенный импульс деятельности Организации. Ведь ОБСЕ, скажем прямо, испытывает в последние годы непростые проблемы. Принцип, который определил наш Президент, в качестве Действующего председателя — чтобы Казахстан работал в интересах всех государств и со всеми государствами, старался за этот период устранить имеющиеся, к сожалению, противоречия между странами к востоку и западу от Вены. И сегодня, по истечении 10 месяцев, мы можем совершенно объективно и с чувством законной гордости сказать, что политическая элита стран ОБСЕ и международное экспертное сообщество дают самую высокую оценку эффективности и конструктивности политического руководства Нурсултана Назарбаева в ОБСЕ.

— Что Казахстану удалось сделать за время председательства в ОБСЕ?

— По всем трем корзинам — военно-политической, экономико-экологической и третьей корзине «человеческого измерения» казахстанскому председательству удалось дать очень важный импульс. За время нашего председательства во всех этих трех измерениях были предприняты очень важные шаги, прошли очень серьезные мероприятия. В качестве действующего председателя Организации я посетил, практически, все зоны конфликтов. Был проведен ряд очень значимых конференций в рамках ОБСЕ, некоторые из них проходили на территории Казахстана. Одной из таких значимых была Конференция высокого уровня, посвященная вопросам толерантности и недискриминации. Здесь Казахстан смог представить международному сообществу свой уникальный опыт по сохранению мира и согласия в нашей стране, где проживают представители 140 национальностей и более 46 конфессий. Этот опыт сегодня весьма позитивно воспринимается в мире.

Надо отметить, что именно вопрос толерантности и недискриминации по национальным, религиозным признакам сегодня является весьма острой проблемой для самых, казалось бы, благополучных стран Европы. Я имею в виду известные события в Дании, в Швейцарии, во Франции и так далее, где сегодня в результате миграционных процессов значительно поменялся национальный ландшафт этих стран. И Казахстан, на примере собственного позитивного опыта, может предложить сегодня миру, в том числе странам ОБСЕ, тот путь, который он прошел. Недавняя сессия Ассамблеи народа Казахстана показала, что единство народа Казахстана день ото дня крепнет, и это, может быть, один из главных результатов деятельности нашего Первого Президента, который с первого дня, как зеницу ока, бережет в нашей многонациональной стране мир и согласие. Это — фундамент нашего благополучия и дальнейшего поступательного развития Казахстана.

Венцом успешного, эффективного лидерства нашего Президента в ОБСЕ является то, что ему удалось обеспечить консенсус всех 56 стран-участниц ОБСЕ по проведению Саммита этой организации после 11 летнего перерыва в столице нашей страны Астане, 1-2 декабря.

— Главный приоритет председательства, о котором заявил Президент РК Нурсултан Абишевич Назарбаев в обращении к членам Постоянного совета ОБСЕ 14 января текущего года — проведение Саммита ОБСЕ, — можно сказать, реализуется. Что, на Ваш взгляд, больше всего повлияло на принятие решения о проведении Саммита после 10-летнего перерыва?

— Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев — общепризнанный лидер нашей нации. Сегодня он объективно входит в число наиболее авторитетных, уважаемых мировых лидеров, потому что он, с первых дней появления Республики Казахстан на карте мира в качестве суверенного государства, всегда старался вносить достойный вклад в обеспечение региональной и глобальной безопасности. Прежде всего, это его исторически мужественное, мудрое решение по закрытию Семипалатинского ядерного полигона — второго в мире после полигона в Неваде. Затем последовало его решение о добровольном отказе от четвертого по величине ядерного потенциала в мире.

Таким образом, Нурсултан Назарбаев представил миру независимый Казахстан как надежного, предсказуемого партнера, который определил свое место в мире, как государство, которое разделяет основополагающие ценности, стремится к миру в собственном доме и, в целом, на всей Земле. Это позволило нам с первых дней обеспечить благоприятные внешние условия для поступательного развития Казахстана. Следующая составляющая того, что сегодня Нурсултан Абишевич Назарбаев один из самых уважаемых и авторитетных лидеров в мире, — именно благодаря его политике равенства представителей всех национальностей и конфессий, проживающих в нашей стране, Казахстану удалось избежать, в отличие от многих постсоветских республик, конфликтов на межнациональной и межрелигиозной почве. Это, как я уже отмечал, остается самым надежным фундаментом нашего благополучия.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса наш Президент, пожалуй, одним из первых среди мировых лидеров поднял коренные вопросы существования, функционирования международной экономической системы. Он указал на ущербность существующих механизмов международной валютной системы, ее несоответствие нынешним реалиям. И предложил свое стратегическое видение посткризисного развития в мире, который должен основываться на справедливых механизмах распределения труда и продукции между странами и на соответствии реального продукта реальным потребностям и реальному обращению денежной массы в мировой экономике. Две очень важные, весьма глубокие научно-экономические разработки, которые были предложены в его известных статьях, были весьма востребованы в мире. На их основе ведутся серьезные исследования в ряде весьма авторитетных экономических аналитических структур. И здесь Нурсултан Абишевич проявил себя не просто как Глава государства, но — как крупный аналитик, экономист, с мнением которого считаются в мире.

Даже 2009 год мы закончили с приростом экономики. И в эти тяжелые годы Президент не только не сократил социальную ориентированность нашей экономики, напротив — он в 2008-2009 году выполнил все социальные обязательства перед своим народом. В эти годы было проведено обещанное повышение заработной платы, пенсии, социальных надбавок уязвимым слоям населения.

Сегодня, по итогам 9 месяцев, Казахстан демонстрирует уверенный рост своей экономики — прирост ВВП составил 7,5 процента. Поэтому мы сегодня можем с гордостью сказать, что Казахстан не только устоял как экономически сильное, демократически развитое государство, Казахстан является уважаемой региональной державой в мире.

— Президент Н.Назарбаев отмечал, что содержательным наполнением Саммита могли бы стать актуальные проблемы безопасности в зоне ответственности ОБСЕ, ситуация в Афганистане и вопросы толерантности. Какие еще вопросы могут быть включены в повестку Саммита?

— Думаю, что предстоящий саммит станет историческим событием и в международной сфере, и, безусловно, станет новым этапом в дальнейшем развитии Казахстана. После саммита мы будем другой страной. А принятие политических документов на этом Саммите лидерами стран — участниц ОБСЕ, после 11 лет перерыва именно в нашей столице навсегда впишет имя Главы нашего государства, имя нашей новой столицы в мировую историю.

Сегодня мы уже завершаем формирование повестки дня Астанинского саммита. Практически ежедневно проходят согласования конкретных тем, которые войдут в заключительный политический документ — Астанинскую декларацию. Безусловно, это — проблема Афганистана, и, к сожалению, появилась еще одна проблема — наш соседний Кыргызстан. Это темы, которые входят в первую корзину Организации — военно-политического измерения. Второе — это экономико-экологическая корзина, те вопросы, о которых мы уже говорили. Это посткризисное обустройство экономической системы мира. И очень важными представляются вопросы третьей корзины. Это вопросы толерантности, межнационального, межрелигиозного согласия и приверженность к обеспечению основополагающих прав и свобод человека. Это самые актуальные вопросы, которые не вызывают никаких возражений у всех стран — участниц Организации и их лидеров.

Целью Саммита, по стратегическому видению нашего Президента, должно стать придание нового импульса деятельности ОБСЕ. Главы государств на этой исторической встрече должны дать старт созданию подлинного сообщества безопасности на огромном Евроатлантическом и Евразийском пространстве, на основе наших общих ценностей и принципов, которым мы все привержены и которые заложены в основу этой организации 35 лет назад, в Хельсинском Заключительном Акте. Я думаю, это высокая цель, и она достижима.

— Расскажите, пожалуйста, о ходе работы по подготовке к проведению Саммита.

— Мы все очень активно работаем над подготовкой к этой исторической встрече на высшем уровне, которая проходит впервые не только в Казахстане, но и в стране, находящейся к востоку от Вены, — впервые на постсоветском пространстве. Это, конечно, огромный вызов, и мы намерены провести этот Саммит на высоком организационном и содержательном уровне. Я думаю, у нас есть в этом уверенность, которая зиждется на том, что Президент с первого дня нашего председательствования в ОБСЕ постоянно и конкретно занимается этой работой. В этом, я считаю, залог успешного проведения Саммита ОБСЕ в Астане.