До этого произошла трагедия с «Боингом -737» в Кыргызстане. Не уцелели и бортовые самописцы, черные ящики. И нет гарантий, что какой-либо неисправный самолет, следующий рейсом из СНГ, не окажется в небе Казахстана.
Потерпевший 24 августа под Бишкеком катастрофу «Боинг-737» был будто бы исправном техническом состоянии, а официальной причиной авиакатастрофы назвали человеческий фактор.
Официальная версия причин крушения самолета компании «Аэрофлот-Норд»: пожар в правом двигателе. Двигатель — сердце любой машины, самолет не исключение. Техника изнашивается, любой металл способен в определенных условиях возгорать, крушиться. А человеческий фактор? Кстати, я сейчас не о тех, кто за штурвалом.
Как известно, многие владельцы авиакомпаний, из соображений экономии, скупают «летающий металлолом», либо прибегают к другим манипуляциям, известным в криминалистике под разными неблагозвучными названиями.
Причина трагедий — беспредел, отсутствие настоящего, реального контроля за авиационными транспортными средствами. У транспортников есть два варианта: либо создавать новые, более жесткие Законы, списывая все негодные борта, либо ждать очередную катастрофу. Правда, непонятно до каких пор: пока все «Боинги» не попадают? С другой стороны — катастрофы с «Боингами» — черный пиар, антиреклама, бойкот этим машинам. Надо летать самолетами, сделанными в XXI веке.
Из года в год совершенствуются наиболее ценные модели, и, более того, зарубежные авиаторы скупают ту же российскую технику, как образец (так, американцы скупили у Украины российские «Ту-160», об этом далее — прим.авт). В то время как иные авиакомпании СНГ до сих пор приобретают технику формата «сэконд-хэнд» на Западе.
На честном слове долетели до пляжа
24 августа 2001 года экипаж аэробуса «А-320», совершавшего рейс из Торонто в Лиссабон, обнаружил утечку топлива в одном из баков. Дело происходило в небе над Атлантикой. Командир корабля Робер Пиш принял решение: уйти на запасной аэродром, расположенный на одном из Азорских островов. Но по пути оба двигателя загорелись и вышли из строя, хотя до аэродрома оставалось еще около 200 км.
Командир Пиш решил отказаться от идеи посадки на воду, так как она не давала никаких шансов на спасение, и дотянул-таки до суши, в планирующем режиме. Посадка удалась, хотя и получилась жесткой, — лопнули все пневматики, но все же катастрофы не произошло. Лишь 11 человек отделались небольшими травмами (стрессом).
Авиадвигатели XXI века
Ученые и конструкторы — в постоянном поиске новых вариантов, находок, открытий. Изощренное инженерное мышление порождает очередные «ноу-хау», которые применимы и в гражданской версии, и для оборонных целей.
Мало кто знает, что для создания более современных двигателей, а также для сокращения срока их создания, для ускоренного «испытания» модели, в настоящее время используют весьма рациональное решение: сначала создают «суперкомпьютер», а затем, уже с его помощью, новый двигатель, используя компьютерные возможности искусственного интеллекта, то есть, задавая ему необходимые технические параметры, и получая готовые схемы.
Не столь давно, в 2005 году, был запущен первый суперкомпьютер, на Рыбинском НПО «Сатурн», где ныне создаются новые двигатели для всех перспективных самолетов, как гражданских, так и военных.
С его помощью был разработан также двигатель для перспективного гражданского самолета XXI века «Sukhoi Superjet» — «SaM-146» («Суперджет Сухой»).
Сегодня этот двигатель (в рабочем порядке) проходит летные испытания. Конструкторы не скрывают, что благодаря искусственному интеллекту суперкомпьютера сроки создания мотора заняли не 10 лет, а всего 4 года. Более того, планируется на этой мощной сверхновой интеллектуальной машине «обсчитать» новый двигатель и для истребителей пятого поколения.
Что касается технических данных самого мощного промышленного «компьютера» в Российской Федерации и СНГ: 14,5 триллионов операций в секунду с плавающей точкой, 1344 четырехъядерных процессора, блестяще работающих в единой системе. Аналоги в мировой цивилизации имеются. Самым мощным суперкомпьютером сегодня считается «IBM Roadrunner», используемый военными США для решения задач, связанных с ядерным оружием, его производительная способность — более тысячи терафлопс. Производительность суперкомпьютера от НПО «Сатурн» составляет 60 терафлопс. Машина входит в девятку подобных систем, установлена в МГУ (в России есть еще два аналогичных суперкомпьютера, — в университетах Томска и Челябинска, соответственно 12 Тфлопс и 16 Тфлопс).
Название машины «АЛ-100» — в честь конструктора авиадвигателей Архипа Люльки. В интервью СМИ генеральный конструктор, технический директор НПО «Сатурн», Михаил Кузьменко, давал свои комментарии по теме:
— Машина позволит значительно, в разы, сократить время проектирования авиационных двигателей, будет использоваться для газодинамических, прочностных и акустических инженерных расчетов, даст возможность выбора оптимальных компоновок двигателей еще до того, как мотор будет «в железе» поставлен на стендовые испытания. Второй вычислительный центр по своей производительности и возможностям более, чем в 20 раз (!) превосходит первый. Это еще больше сократит время выполнения операций, конструкторских работ и одновременно увеличит точность аналитических расчетов.
Безусловно, появление этого чудо-компьютера открывает перед инженерами фантастические вычислительные возможности. В стремительных гонках, именуемых «вечным поиском изощренной конструкторской мысли», сроки создания двигателей (и не только) имеют грандиозное значение. Техническое вооружение, оснащение во многом определяют и перспективы будущего.
Продолжение следует
Фото с сайта http://www.echo.msk.ru