Одно дело, говорят они, когда в школу с травматами ходят ученики, и другое, когда сюда врываются вооруженные взрослые, готовые стрелять во всех подряд.
Спортивные соревнования в честь праздника
Празднование Наурыза в поселке Акдала жители собирались отметить с размахом. Сельский акимат совместно с аксакалами и молодежным активом разработал насыщенную праздничную программу, включающую и культурно-массовые мероприятия, и народные гулянья, и спортивные соревнования.
Центром последних решено было сделать главную поселковую школу имени Ерубаева – одну из самых благоустроенных и красивых в районе, предмет гордости не только села, но и всего Арысского района. Закрытый спортивный зал школы дает возможность проводить здесь круглогодичную секционную работу. Однако на тот раз в соревнованиях было предложено участвовать не только школьным командам, но буквально всем желающим. Ограничений по возрасту не устанавливалось. Только одно правило – набирай команду земляков-приятелей, и выходи на турнир. По футболу, баскетболу, волейболу. Планировалось, что на спортплощадке с азартом и упорством должны были забивать друг другу голы весьма пестрые команды, в которых были бы и отцы, и дети, и внуки, и деды. Так оно поначалу и было. За исключением одного прецедента, который его участники сочли недоразумением, а большинство и вообще не заметило.
Стычка за игрока
Двадцать второго марта во второй половине дня, когда в спортзале школы уже вовсю шли соревнования, между двумя командами футболистов возник спор из-за одного игрока. 34-летний Гани Кадиров, работавший в поселке внештатным тренером по футболу, стал конфликтовать с 33-летним Багдадом Усеновым. Оба являлись своего рода капитанами импровизированных сборных команд и оба настаивали, чтобы Батырбек Сагыныш, который в поселке Акдала считался одним из лучших местных футболистов, играл именно за их команду.
Спор перерос в словесную перепалку, а затем дошел и до драки. Однако горячих парней быстро разняли. Поиграть в футбол им так и не удалось: Усенов остался болеть за свою команду, а Кадиров отправился домой.
Но дома футбольный тренер не успокоился. Он стал собирать группу поддержки. К нему присоединились двое его родственников. Обсуждая происшедшее, они все больше распалялись и убеждали себя в необходимости взять реванш и отомстить обидчикам. Втроем они вновь направились в школу. Гани Кадиров вооружился травматическим пистолетом, один из его помощников взял винчестер.
Расправа
Было около десяти часов вечера. Несмотря на поздний час, соревнования в школе были в самом разгаре. Здесь уже шел турнир по волейболу, однако в нем участвовали практически те же команды, что заявлялись ранее и на футбол. В школе было полно зрителей и болельщиков.
Пришедшего Гани Кадирова никто особо и не заметил. Он нашел в зале Усенова и предложил ему выйти во двор на разговор. На улице Кадиров сразу стал стрелять в Усенова из травматического пистолета. Тот бросился обратно в школу, надеясь, что наличие множества свидетелей остановит нападающего. Тут ему навстречу выскочил подельник Кадирова, вооруженный винчестером. Раздался выстрел. Дробь разорвала Багдаду живот, он упал на землю. Подбежавший Кадиров стал стрелять жертве в ноги из травматического оружия, чтобы тот не мог убежать.
В это время в дверях школы появился приятель жертвы – Серик Е. В предыдущем конфликте он активно выступал за Усенова и поэтому был в числе объектов для расправы у Кадирова и его подельников. Серик не сразу понял, что происходит, но потом увидел, как Кадиров направляет на него ствол пистолета. По счастливой случайности, резиновая пуля лишь задела ему руку. Серик скрылся в зале. Следом устремились Гани и его подельники.
Стрельба на поражение
Спортивный гул резко перекрыл оглушающий звук ружейного выстрела. В проеме главного входа в спортзал все увидели знакомых парней – один сжимал винтовку, у другого на изготовку был пистолет.
– Мы, конечно, узнали Гани и его родственников, – вспоминали впоследствии многочисленные свидетели. – Но даже не предполагали, что они собираются устроить тут бойню. Поначалу решили – может, салют такой неудачный хотят сделать. А потом Гани выстрелил в подростка. А тот, что с винчестером, опять стал стрелять вверх, и с потолка посыпалась штукатурка. Тут все поняли, что они боевыми стреляют.
15-летний Бахыт Б. в Акдалу приехал к родственникам, чтобы отпраздновать Наурыз, жил и учился в Шымкенте. В школу пришел вместе с приятелями поболеть за друзей на соревнованиях. Он даже и предположить не мог, что окажется в такой ситуации. К счастью, Бахыт отделался легким ранением.
В школе началась паника. Люди бросились ко второму выходу. Многие пытались выбраться на улицу через окна спортзала.
У всех перед глазами были страшные события, когда массовые мероприятия оказываются целью озверевших преступников, готовых расстреливать, брать заложников и не щадить никого.
Последняя цель
В считанные секунды зал опустел. Здесь остались только Гани и его подельники. Неожиданно в коридоре раздались шаги. Вошел 34-летний Куандык Рахимбердиев. Он ушел из спортзала за несколько минут до трагических событий, разминувшись со стрелками. Услышал выстрелы и поспешил обратно узнать, что происходит. Куандык вошел через главный вход, который был совершенно свободным. И тут же оказался лицом к лицу с нападавшими. Ни слова не говоря, Гани Кадиров приставил к его виску пистолет и выстрелил. Куандык рухнул без сознания. Впоследствии врачи сделали все возможное, парень остался жить, однако ему пришлось много месяцев пролежать в больнице, оправляясь от тяжелейшего ранения.
Расправившись с опоздавшим, Гани и его подельники вышли на улицу. Тут они увидели своих земляков, которые, хоть еще и пребывали в шоковом состоянии, однако уже позвонили в полицию и угрюмо наблюдали за “героями”.
Гани вновь увидел лежавшего на земле и истекавшего кровью Багдада Усенова. Демонстративно Кадиров поднял пистолет и выстрелил, целясь в голову своему оппоненту. Позднее было установлено, что пуля попала в шею.
Затем Гани и его подельники ушли. Устраивать за ними погоню никто не решился.
Буйный характер
События в Акдале стали шоком для всей Южно-Казахстанской области. Нападавшие были объявлены в розыск. Но 3 апреля Гани Кадиров сам сдался полиции.
В процессе предварительного следствия правоохранительные органы вскрыли еще несколько криминальных эпизодов, совершенных им задолго до 22 марта 2015 года. Так, по материалам следствия, в течение 2011–2013 годов Гани Кадиров совершил хулиганство, а также подстрекательство к лишению свободы человека.
Установлено было, что в поселке имел место факт, когда двое мужчин среди дня избивали третьего. Якобы Гани Кадиров им “посоветовал”: “Что вы его посреди улицы бьете. Положите в багажник машины, вывезите за село и там разбирайтесь”. Что они и сделали.
Однако в суде, который проходил с участием присяжных заседателей, эти обвинения следствия своего подтверждения не получили. Присяжные сочли, что доказательств собрано недостаточно, и по данным эпизодам Гани Кадиров был оправдан.
Но перестрелка в школе нашла однозначное решение у присяжных.
20 лет на строгом режиме
– Решением присяжных заседателей Кадиров был признан виновным в хулиганстве, незаконном ношении травматического оружия, убийстве и в покушении на убийство, совершенном из хулиганских побуждений в группе лиц по предварительному сговору. В общей сложности он приговорен к 20 годам лишения свободы с отбытием наказания в колонии строгого режима, – сообщил председательствовавший на процессе судья межрайонного специализированного уголовного суда Абинур КАРАБАЕВ. – Также с Кадирова в пользу пострадавших взыскан моральный ущерб – два миллиона тенге в пользу семьи погибшего и 500 тысяч тенге в пользу семьи тяжело раненного пострадавшего. Приговор еще не вступил в законную силу.
Остается добавить, что один из двух родственников Гани Кадирова, принимавших участие в перестрелке, уже задержан. Второй, который стрелял из винчестера, все еще находится в розыске.
Шымкент