— Агу-у!…
— Вот хорошо, мой сладкий! А мама пусть мамонта ловит.
Европа — родина семьи. К такому выводу пришли на днях американские ученые из Мичиганского и Калифорнийского университетов. Под словом «семья» наукообразные подразумевают нормальную ячейку общества, где есть бабушки, дедушки, мамы, папы, дети и внуки.
Для таких выводов заокеанским профессорам пришлось изучить более 750 человеческих останков. Нет, не пугайтесь, не свеженьких, а очень древних. Живших в верхнем палеолите и еще глубже. Глубже в века. Они сравнивали кроманьонцев, неандертальцев и австралопитеков.
И оказалось, что первые в списке, как раз уже обладали всеми причиндалами настоящей современной семьи. Ну, там без автомобиля, телевизора и CD-плейера, но с тремя поколениями в наличии.
А вот неандертальцы, вымершие 35 тысяч лет назад такого блага еще не имели. Не говоря уж, об австралопитеках.
Все очень просто. Ученые разделили изучаемые останки на две группы. В одну вошли те, кому уже стукнуло 15 лет, во вторую — те, кому уже было «за 30-ть». Потому что, в те давние времена наши предки начинали размножаться, аккурат, в нынешнем переходном возрасте. Что позволяло им становиться дедушками и бабушками, как раз, к началу четвертого десятка жизни.
А до такого возраста дотягивали, как выяснилось, только кроманьонцы. Время-то тогда было смутное, голодное, хищники там всякие, отсутствие центрального отопления, скорой помощи и проч. Вот и не доживали представители ранних Homo до возраста сегодняшней молодости. Это сейчас человек к тридцати годам только аспирантуру с магистратурой заканчивает и во взрослую жизнь выходит. А сорок тысяч лет назад все было строже и безжалостней, — к такому возрасту прямоходящих уже выносили ногами вперед к костру под заунывное пение сородичей.
И вот, настал верхний палеолит, и кроманьонцы — предки европейцев стали жить дольше. Появились, что ни на есть, настоящие бабушки и дедушки, которые занялись домашним хозяйством и воспитанием внуков. То есть, именно тогда и состоялось зачатие основных принципов современной цивилизации. А семья стала первым кирпичиком в зарождающихся общественных отношениях.
Эх, знали бы кроманьонцы, что их наследники, в конце концов, построят!..